Малыш

Малыш

Малышу, который неожиданно вышел из-за кулис вместо матери, потерявшей голос и освистанной публикой, было пять лет. Мальчишка пел популярные песенки, болтал с залом, смешно танцевал и подражал известным артистам — публика бесновалась, безудержно хохотала, без устали аплодировала, на сцену летели крики восторга и золотые монеты.
Это был дебют режиссера, сценариста, композитора, актера и, быть может, лучшего комика ушедшего века. Несколько десятилетий спустя его станут называть великим, лучшие женщины мирового кинематографа падут жертвами его чар, а банковский счет «малыша» будут украшать астрономические суммы. Имя его — Чарли Чаплин.
Детство Чаплина было словно родом из романов Диккенса: отец рано умер, мать неожиданно потеряла голос и закончила дни в сумасшедшем доме, а мальчики — Чарли и его старший брат — сбежали из приюта и вынуждены были справляться с решением судьбоносных задачек самостоятельно. В школу будущий актер почти не ходил, продавал на улицах газеты, работал в типографии, клеил игрушки, и даже успел потрудиться в стеклодувной мастерской — словом, перед юным Чарли предстала «жизнь как она есть».
Первую роль в большом спектакле Чаплин получил, когда ему еще не исполнилось четырнадцати. Главной сложностью оказалось просто прочесть текст. Маленького артиста охватил панический ужас, что его попросят поучаствовать в  читке пьесы, потому что… читать он почти не умел. Но выучил тридцать страниц своих реплик стремительно: вслух читал старший брат, а Чарли запоминал. Постановка эта оглушительно провалилась, а вот театральный дебютант удостоился множества комплиментов в разгромных рецензиях. Лучшие театральные критики говорили, что способный и темпераментный мальчик — единственный «луч света» в бездарном спектакле и его ждет большое будущее, мир еще услышит это имя.  Кажется, это один из тех уникальных случаев, когда современники не ошиблись.
Он начал сниматься в комедийных фильмах и быстро стал звездой немого кино, вот только незадача — режиссеры его недолюбливали, слишком уж Чарли нравилось вмешиваться в процесс и делать замечания.  Это и заставило успешного молодого актера взяться за производство фильмов самостоятельно: он писал сценарии и музыку, по шесть часов в день играл на скрипке, сам сидел в режиссерском кресле и очень любил появиться в эпизоде собственной картины неузнанным.
К двадцати четырем годам он начал зарабатывать тысячу долларов в неделю, а потом и вовсе заключил с одной из американских студий контракт на миллион долларов и стал самым дорогим по тем временам актером в истории кино.
Когда Чарли Чаплин отправился в путешествие по городам Европы, рядом с ним появлялись полчища поклонников, а о количестве писем, приходивших на его имя, до сих пор ходят легенды: говорят, что только за три первых дня в Лондоне их было 73 тысячи!
Образ маленького бродяги, придуманный  Чаплиным, — один из самых известных характерных образов мирового кино, и тем удивительнее, что создать его удалось минимальными средствами пантомимы — ведь тогда кинематограф был еще немым. Тросточка в руках, огромные брюки с широкими штанинами, узкий, словно с чужого плеча, пиджак, нелепые башмаки и котелок на голове — таким представал на экране персонаж Чарли Чаплина. В каждой картине этот образ приобретал новые черты: бродяга был  и человеком-«33 несчастья», и тонким лириком, и вруном, и джентльменом, и одиноким мечтателем.
Чарли Чаплину, как подлинному комику, не хотелось делать своего персонажа однозначным, и линейность повествования современных комедий его категорически не устраивала. Актер создавал образы многомерные, многогранные, многосмысловые, пряча в них и трагические, и драматические, и комические черты. Образ бродяги стал одним из самых популярных и многократно обыгрываемых  не только в европейском, но и в мировом кинематографе, ему подражали даже клоуны тогда еще советской эстрады и актеры классического индийского кино.
Чаплин снимал по 12 фильмов в год и, кажется, совсем не уставал. С приходом звука в кинематограф немое кино начало покидать экраны, и только Чаплин еще некоторое время был верен себе. А потом из звезды «великого немого» он спокойно эволюционировал в звезду кино звукового. Конечно, как и любой кинозвезде, актеру приписывали множество романов, впрочем, далеко не все слухи были просто слухами… На него даже подавали в суд с требованием признать отцовство — и заявление это разместилось на целых пятидесяти страницах! Скандал вышел знатный, и хотя экспертиза подтвердила, что никакого отношения к комику этот ребенок не имеет, он выплачивал его матери пособие. А еще утверждают, что именно отношения Чаплина с одной из юных возлюбленных, которой только исполнилось четырнадцать, послужили основой для романа В.Набокова «Лолита».
Четвертая же и последняя жена пятидесятипятилетнего уже к тому времени Чарли Чаплина — дочь американского драматурга Юджина О’Нила — была младше своего супруга на 37 лет. Уна О’Нил вышла замуж за комика несмотря на то, что отец пообещал прервать с ней всяческие отношения — и сделал это. В счастливом браке Уна и Чарли прожили 33 года. Угловатая девочка, скромная, хрупкая, ставшая для великого Чаплина  божеством, вдохновением, жизнью, родила ему троих сыновей и пять дочерей. Последний ребенок в семье появился на свет, когда отцу было уже за семьдесят.
Чарли Чаплин прожил 88 лет — и прожил их удивительно. Есть ли люди, которые не видели его фильмов? Конечно. А вот есть ли те, кому не знаком этот ставший уже открыточным образ несуразного бродяги с тросточкой?.. Маленький, неловкий человек, ставший, пожалуй,  главным комиком двадцатого столетия. Открывший миру свою личную человеческую комедию. Сделавший это по-джентльменски легко.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *