Мастер снова с нами

Мастер снова с нами

Анатолия Клименкова

В Биробиджане открыта ретроспективная выставка работ художника Дмитрия Алексейцева

Как поясняют сотрудники музея современного искусства ЕАО, эта выставка – продолжение проекта «Незабытые имена», рассказывающего об ушедших художниках – наших земляках.

Через основанную Дмитрием Алексейцевым студию изобразительного искусства прошли несколько поколений биробиджанцев, некоторые нынешние преподаватели изо учились у него. Но не только в этом его заслуга, как педагога.

С 1965 года – времени создания изостудии при городском Доме пионеров, которой стал руководить Дмитрий Алексейцев, работы его юных учеников стали ежегодно появляться не только на местных, но и на всесоюзных и международных выставках детского творчества. Их увидели в ГДР, Венгрии, Югославии, Японии, Канаде, Бразилии и Ливане. Скромная биробиджанская изостудия  была отмечена дипломом ЮНЕСКО!

Такого успеха детское искусство области ранее не добивалось. Поэтому студия изобразительного искусства, которой несколько десятков лет руководил Дмитрий Алексейцев, сегодня по праву носит имя своего основателя.

Из творческого наследия художника сегодня в музее выставлено немного – полтора десятка работ. Это преимущественно графика, несколько картин маслом, акварели, карандашные рисунки, линогравюры, офорты.

Офорты Дмитрия Алексейцева искусствоведы считают наиболее характерной и значимой частью его творчества. Пейзажи художника — это уголки смешанного леса, аллеи городского парка со старыми дуплистыми берёзами в чёрных шарах омелы, черёмуха причудливой формы с толстыми ветвями, зарослями папоротников. Часто деревья изображаются в межсезонье, без листвы, что заставляет мастера особенно много внимания уделять прорисовке деталей крон. Большой формат придаёт работам Алексейцева почти монументальность.

— На Дмитрия Григорьевича оказал сильное влияние художник Станислав Никиреев —  крупнейший отечественный мастер станковой графики, — рассказывает директор музея Борис Косвинцев. – Помните фильм «Солярис» Андрея Тарковского и там – знаменитые в истории кинематографии интерьеры космической станции? Камера оператора нарочно надолго останавливается на картинах знаменитых мастеров, которые напоминают астронавтам Землю с её радостями, красотами: сцены зимней охоты, вспугнутые птицы… Это работы Питера Брейгеля-старшего и нашего современника Станислава Никиреева. С Никиреевым Дмитрий Григорьевич состоял в переписке – творческой и, надо полагать, дружеской.

Этот пункт биографии нашего земляка стоит пояснить подробней. Дело в том, что Дмитрий Алексейцев не только сам постоянно совершенствовался в искусстве офорта, но и учил этому сложному, кропотливому делу детей. Гравюры у него в студии резали уже 7-8-летние ребята, а подростки осваивали офорт. Сам Станислав Никиреев сначала не верил, что дети в 14 лет занимаются офортами – трудоёмкой техникой, которой владеют немногие опытные художники! Тогда руководитель изостудии прислал из Биробиджана мастеру металлические пластины, с которых делаются оттиски на бумагу, чтобы тот убедился в подлинности детской станковой графики. Мастер сделал ответный жест.

— У Алексейцева я видел подаренный ему оттиск с одной из известных работ Никиреева и даже медную пластину, с которой он был сделан. Это знак огромного уважения и доверия к коллеге! – говорит Борис Косвинцев.

Удивительно, что всё это – достижения человека, так и не получившего высшего художественного образования и даже не принятого в Союз художников. Хотя отмечали, хвалили, обнадёживали…

Среди представленных на ретроспективной выставке работ Дмитрия Григорьевича Алексейцева есть и небольшой «Этюд» маслом. В нём правдиво, узнаваемо передан тенистый уголок леса с редкими, неяркими травами и широкими папоротниками, выросшими меж толстых корней деревьев. kartina

Очевидно, что автор уделяет внимание детальному изучению растений, среде их произрастания, что роднит его манеру письма с шишкинским «изображением природы учёным образом».

Картина эта заключена в красивую лепную раму. Автор нередко такие рамы изготавливал собственноручно, как и в этом случае. «Этюд» — одна из самых популярных и узнаваемых картин Дмитрия Алексейцева, но в фонды музея она попала совершенно случайно. Как вспоминает Борис Косвинцев, картину приобрела у художника одна семья биробиджанцев перед своим отъездом в Израиль, как память о крае дальневосточном. Но оформить на таможне полотно для вывоза не сумели и тогда принесли  его в музей с предложением приобрести. Был 91-й год, нестабильные времена, нестабильные деньги. Директор молодого музея выкупил картину на собственные средства.

Дмитрия Григорьевича Алексейцева вскоре не стало – в 1992 году. Его «Этюд» с другими работами разных лет здесь, на выставке. На обороте холста до сих пор виден надписанный рукой автора для покупателей номер его домашнего телефона… Так хочется позвонить…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *