Мефистофель с добрым взглядом

Мефистофель с добрым взглядом

В Биробиджане открылась выставка памяти художника Вячеслава Тужилина

Он был нечастым гостем в областном центре — хватало хлопот в родном Смидовичском районе. Более 25 лет он работал в отделе образования, что занимало немало сил и времени. Судьба чиновника! Но чиновником, в том негативном значении слова, в каком оно, увы, присутствует в русском языке, Вячеслава никто не считал. Он не был педантом, но был обязателен, для друзей в лепёшку мог разбиться, но помочь, чем можно. Много занимался организацией всевозможных «мероприятий» и «процессов», и всё же находил время для собственного творчества. И столько успел сделать, что его работы участвовали в выставке, когда их автора уже не было на свете, и говорили за него языком красок и выразительных полутонов…

Годовщину ухода художника из жизни решили отметить ретроспективной выставкой в областном центре его дети — Святослав, Евгения и Валерия. Содействие им в этом оказал председатель отделения Союза художников России в ЕАО Валентин Коровин. Поддержали бывшие коллеги Вячеслава Тужилина из районной администрации.

kartinaДля работы Вячеслав предпочитал акварель. На ретроспективной выставке представлена всего одна его работа маслом и несколько рисунков. Хотя работал этот художник немало, всё же выставка получилась сравнительно небольшой.

— Вячеслав выставлялся сравнительно немного, хотя кроме области его работы видели также в Бикине, Хабаровске, Новосибирске, даже в Токио. Но с таких выставок работы, как правило, не возвращаются, — поэтому сегодня их здесь немного, — поясняет Валентин Коровин.

Материалы, по бедности 90-х не рассчитанные на «нетленку», тоже не способствовали сохранности работ, особенно акварелей. Помню, что на первой крупной персональной выставке Вячеслава Тужилина как раз в конце 90-х коллеги обращали внимание на слишком простую, сероватую бумагу, скрадывавшую некоторые оттенки. Вячеслав тогда отмахивался: «Ну сейчас время такое. Сделаю ещё по-другому, лучше будет».

Всё казалось тогда впереди, считали хватит времени, сил…

А сейчас сын художника Святослав рассказал, что одну из старейших работ отца (1972 года) пришлось перед показом по-настоящему реставрировать, пинцетом прикрепляя осыпавшиеся частицы краски…

И всё-таки даже чуть потускневшие акварели по-прежнему выразительны, ряд работ узнаю спустя более чем десяток лет: раскалённые «Пески» строительного карьера под июльским солнцем, «Осеннее дерево» с раскидистой зелёной кроной, тронутой увяданием, как сединой, «Утро в Тельмане», «Речной порт Покровка»…

За что лично я благодарен художнику Вячеславу Тужилину, так это за то, что первая по-настоящему удачная, рецензия  с художественной выставки у меня получилась именно после знакомства с его работами: лаконичными, выразительными, запоминающимися, хотя и не  вписывающимися, пожалуй, в какое-то определённое творческое  направление. Он умел выразительно, даже эмоционально изобразить… пустое пространство. Как на большой акварели «Небо района», где вроде бы ничего не изображено: ни предметов, ни облаков, ни даже чётко видимой дороги. А погружаешься в пространство, в даль, где всё — впереди, как в ранней юности. Это состояние души.

Директор музея современного искусства ЕАО Борис Косвинцев сказал по этому поводу так:

— На протяжении столь долгого времени упорно создавать работы, выпадающие из общего ряда, — это крепкий творческий характер.

И ещё о человеческих качествах коллеги:

— Насколько внешне он был выразителен (мог бы играть Иоанна Грозного и Мефистофеля!), настолько же он был авангарден в творчестве. И как при этом он был мягок, деликатен в высказываниях в адрес творчества других художников…

Кто знает хотя бы по книгам и журналам сложности мира искусства, тот поймёт ценность этой оценки…

А другой художник — Владислав Цап — припомнил, что Владислав Тужилин был единственным в области чиновником от образования, кто организовывал летние пленеры (работу на живой натуре) для школьных учителей изобразительного искусства. Он не хотел, чтобы те превращались в заурядных предметников, из года в год заставляющих детей рисовать один и тоже кувшин на столе: будил в сельских учителях творчество, повышал их уровень личным примером, вывозя коллег в самые красивые места района. Так вместе они постепенно составляли своеобразное  коллективное живописное полотно «Смидовичский район». А начальник районного отдела культуры Марина Кудякова вспомнила, как Вячеслав Тужилин любил организовывать детские конкурсы «Юный живописец»…

Прошлой осенью в Биробиджане впервые состоялась Биеннале акварели. Среди работ художников области, представленных на ней, были и акварели Тужилина. Художник уже покинул  нас, но остались его работы, и мы — его земляки, и коллеги, художники из других регионов Дальнего Востока, Сибири, никогда не знавшие этого смидовичанина, могли взглянуть на мир глазами Вячеслава Тужилина — человека с профилем Мефистофеля и душой романтика. Диплом выставки приняли уже его дети…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *