Место встречи – Иерусалим

Место встречи – Иерусалим

из открытых источников

Биробиджанская школа № 23 поможет вологодским следопытам восстановить биографию нашего земляка, принимавшего участие в освобождении Освенцима.

Об этом педагоги из Биробиджана и Вологды договорились в Иерусалиме, где прошел ежегодный семинар для преподавателей общеобразовательных школ и вузов. Его организовала Международная школа изучения и преподавания Холокоста Мемориального комплекса «Яд Вашем». Участие в семинаре приняла и учитель русского языка и литературы биробиджанской школы № 23 с углубленным изучением отдельных предметов, языков и культуры еврейского народа  Виктория Снегирева.

– Были преподаватели из Москвы, Новгорода, Уфы, Пскова, то есть в основном из Центральной России, еще из Армении, – рассказывает Виктория. – Программа была очень насыщенная. Прошли семинарские, лекционные занятия. Основная их часть была посвящена тридцатым годам, периоду Второй мировой и Великой Отечественной войн.

Эмоции на пределе

– Самой эмоциональной частью семинара, – вспоминает биробиджанский педагог, – стала встреча с очевидцами тех событий, сумевшими выжить в годы Катастрофы. Давид Таубкин и Эмиль Зигель рассказали нам свои жизненные истории. Глядя на этих людей, поражаешься их позитивному взгляду на мир, уверенности, что такое не повторится никогда и что все, что они пережили, было не зря.

Куратор семинара, сотрудник Международной школы «Яд Вашем» Ноа Сигал провела практикум «Голоса и лица ушедшего мира» – участников познакомили с передвижной фотовыставкой, на которой запечатлено еврейское местечко до того, как туда пришли фашисты.

– Каждому из нас было «присвоено» имя и биография реально жившего человека, – делится впечатлениями учитель двадцать третьей школы. – Мы общались друг с другом от лица этих людей. Важно было не просто понять, как они жили. Важно было стать частью этого потерянного мира. А для этого вжиться в роль, почувствовать себя частью польской довоенной улицы, говорящей на языке идиш, пахнущей выпечкой и овощами. Не безликой улицы, а наполненной именами и историями.

Погружение было стопроцентное – в этот момент мы сами отошли на второй план, на первый вышли эти люди. Затем попытались представить, что могло произойти с этими людьми в период Катастрофы, как они ее пережили и вообще смогли ли ее пережить. Это занятие Ноа Сигал очень всех потрясло!

Главное  – человеческая личность

Перед участниками семинара выступили преподаватели Международной школы Холокоста «Яд Вашем», лекторы из Иерусалимского университета, представители Центра «Холокост» Алла Гербер и Илья Альтман – всего более тридцати человек.

– В современном мире, полном ненависти и жестокости, разговор о трагедии еврейского народа необходим: он позволяет затронуть самые глубинные струны детской души, – делится мнением Виктория Снегирева. – Но весь вопрос в том, как это сделать. Как не травмировать детскую душу тяжелой темой Холокоста? Какой материал выбрать для беседы? И как построить эту беседу?

Учителя израильских школ рассказали о своей методике работы. Слушая их, я поняла, что наша школа идет тем же путем, что и израильские школы – мы говорим с ребенком о судьбе конкретного человека, за которым тянется история семьи, общины, местечка. Этот принцип очень важен в работе – не «напугать» подростка страшными цифрами и видеорядом, а показать трагедию отдельного человека, попавшего в водоворот исторических событий. Говорить о том, что человек сумел сохранить человеческое лицо, чувство достоинства, о том, что люди готовы были жертвовать ради других – о праведниках мира.

Любопытные открытия

Алла Гербер и Виктория Снегирева
Алла Гербер и Виктория Снегирева

– Один из важных результатов семинара – приобретение новых знакомств, – делится мнением Виктория Снегирева. – Даже не столько межличностных, сколько профессиональных. Например, Дмитрий Асташкин из Новгорода рассказывал о своем проекте, который он сейчас реализует в интернет-пространстве. Проект посвящен судебным процессам над нацистскими преступниками, которые проходили в России. Дмитрий собирает информацию из разных регионов, из различных источников. Он попросил нас посмотреть, а как и что писали об этих судебных процессах у нас в области. Так что появилась идея научной работы, которую летом, в рамках профильной смены площадки, ребята начнут выполнять.

Вологда занимается сейчас проектом «Освободители Аушвица». Одна из дивизий, принимавшая участие в освобождении Освенцима, в годы войны формировалась в Вологде. В ее состав входили не только вологодцы, но и жители других регионов. Выяснилось, что один из участников освобождения Освенцима – Ананий Макаров – призывался из ЕАО. Родился он в 1913 году в селе Дежнево, был призван в 1942 году в Ленинском районе. Макаров – участник боевых действий на Ленинградском и Украинском фронтах. Вологодцы обнаружили его боевой листок красноармейца. Но это пока все, что о нем известно. Поэтому они попросили нас найти информацию о нашем земляке, что известно о его жизни здесь до войны, как сложилась его дальнейшая судьба. Попробуем поискать информацию – организуем выезд в Ленинский район, поработаем с местным архивом.

Кроме того, появилась идея поставить небольшой спектакль по мотивам романа «Мальчик в полосатой пижаме» (есть одноименный фильм). Я думаю, что если все получится, мы его представим к 27 января и, возможно, «пройдемся» с ним по школам города. Идей очень много.

Быть в теме

– Темой Холокоста я занимаюсь не так долго, – продолжает биробиджанский педагог. –  Готовлю тематические общешкольные мероприятия, последние два года провожу уроки по этой тематике.

В октябре, например, проводила урок по автобиографическому произведению Владислава Шпильмана «Пианист» – широко известен одноименный фильм. На занятии мы говорили о человеке, о том, как музыка ему помогла выжить в разрушавшейся и горящей Варшаве. И, как выразилась одна из моих учениц, – «книга зацепила больше, чем экранизация». В фильме не всегда видны переживания человека, а в книге они показаны более ярко. Внутренний монолог передан именно там.  Книга потрясающая в том плане, что позволяет поднять разные темы. С одной стороны, человек, попавший в эту «мясорубку», погибающий, осознающий, что одному ему выжить невозможно, но сумевший сохранить свою личность. С другой стороны, были люди, которые помогли ему выжить. Даже зная, что могут погибнуть вместе с ним, если фашисты узнают, что они спасают еврея. Тот же немецкий офицер, благодаря которому Шпильман и выживает в итоге. Это милосердие…

На уроках литературы мы можем выбирать, о чем говорить. Конечно, в рамках программы. Когда говорим о Великой Отечественной войне, я стараюсь параллельно давать какое-нибудь  произведение о Холокосте. В младших классах в программу включаем стихи. Есть замечательные стихотворения, которые писали дети, находясь в гетто. Младшие ребята лучше чувствуют произведения, когда пишет их сверстник, и лучше их воспринимают.

Погружение в науку

– В этом году на летней площадке буду заниматься с профильным отрядом научно-исследовательской деятельностью, – рассказывает Виктория Снегирева. – Каждый, когда пишет научные работы, сталкивается с трудностями в поиске материала, оформлении работы. Сегодня у детей первый источник информации – это Википедия,  свободная энциклопедия. Причем порой свободная и от ответственности за содержание материалов, их подлинность. Поэтому поговорим с учениками, где, в каких источниках они могут найти достоверную информацию.

Мы будем рассуждать о структуре научной работы, и в результате ребята должны будут написать исследования на разные темы. Два из них будут посвящены Холокосту. Выполнять эти работы будут, конечно, старшеклассники. Рассказать об итогах работы другим ученикам они смогут на школьной научной конференции, которая проходит у нас каждый год.

На семинаре Международной школы изучения и преподавания Холокоста Мемориального комплекса Яд Вашем я почерпнула немало идей для будущих мемориальных мероприятий и занятий, которые предстоит реализовать.

От редакции:

Мы позвонили в село Дежнево и узнали, что Ананий Макаров действительно жил там. После войны он вернулся в родное село, трудился в местном совхозе. К сожалению, примерно два десятка лет назад ветеран умер. Один из сыновей Анания Макарова по-прежнему живет в Дежнево, другой  переехал в Москву. Учителя Дежневской школы, при которой действует свой музей, обещали узнать подробнее о семье и судьбе своего земляка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *