Мэтры гуляют у фонаря

Мэтры гуляют у фонаря

Веры Кравец

Каким студенты увидели национальное достояние ЕАО

Будущие работники сферы культуры в творческом клубе «У фонаря» при Биробиджанском театре кукол «Кудесник» встретились с заслуженными деятелями культуры.

«Стоп-стоп-стоп! Такого звания не существует, — справедливо скажут внимательные читатели автору этих строк. — есть почётные звания заслуженного работника культуры и заслуженного деятеля искусств, а вы что-то напутали».  Только не автор здесь напутал, а вероятно, законодатель недодумал, недоглядел. 

Можно всю жизнь проработать в учреждении культуры бухгалтером или дворником, а к самой культурной деятельности отношения там не иметь. Тот, кто уж заслуживает почётного звания, попросту не может ничего не ДЕЛАТЬ. Потому он и ДЕЯТЕЛЬ. И, пожалуй, непосредственная, во многом бескорыстная творческая деятельность — это единственное, что держит нашу культуру и удерживает в ней лучших людей…

Вероятно, длинновато вышло предисловие, но добрых слов эти люди, ей-ей, заслуживают.

Примечательно, что практически все ветераны, настоящие живые легенды — до сих пор при деле. Поэтому студенты, с подачи своих преподавателей, в этот вечер сдавали перед неформальным авторитетным жюри  творческий экзамен, а мэтры провели своеобразный семинар, припомнив неординарные случаи из своей практики, и некоторые сами дали нечто вроде мастер-классов. 

Студенты «кулька» были и внимательными слушателями-зрителями, и артистами. Молодёжный ансамбль «Созвездие» приготовил для мэтров культурных дел вокальные и музыкальные подарки, а некоторые молодые исполнители даже предстали сразу в двух творческих ипостасях. Например, Александра Агеева автор этих строк до сих пор знал как гитариста, ученика педагога Артура Вытягова, а в этот раз он выступил и в вокальном дуэте. В эпоху узкой специализации широкий круг интересов и возможностей не выходит из моды…

«Кто более всех матери-истории ценен?» — вслед за поэтом Владимиром Маяковским повторяла организатор и ведущая вечера Татьяна 25Горловская. И сама отвечала: «Здесь — все! И каждый ценен по-своему и незаменим».

Действительно, Николай Берёзный — «голос Биробиджана». Под его «Эс редт Биробиджан» («Говорит Биробиджан»), а не звонки будильников, утром просыпалось не одно поколение жителей области. 

Заслуженный работник культуры РФ Анатолий Рева многим также с детства и юности знаком не только как бессменный руководитель народного хора русской песни, но человек редкой доброты, без которой невозможна русская песня. 

Елена Антонова — хореограф, художественный руководитель  театра танца «Сюрприз», ученица и наследница дела первого руководителя ансамбля «Мазлтов» Иды Беленькой, как и её творческий коллектив, — без преувеличения бренд города и Еврейской автономной области. 

Василий Казько — музыкант, аранжировщик, педагог, реализовавший, казалось бы, немыслимые творческие проекты, единственный в истории области член Союза джазовых музыкантов и т.д. и т.п.

Александр Кириенко — руководитель единственного в области профессионального театра кукол. При нём театр неоднократно становился лауреатом и обладателем Гран-при нескольких фестивалей-конкурсов — российских и международных, а также Александр Ильич — один из тех, благодаря кому стала возможна эта встреча в стенах возглавляемого им театра.

Наконец, Татьяна Кадинская — режиссёр массовых мероприятий на 40-летие Победы, незаменимая ведущая телепередачи  «Идишкайт»… из рода амурских казаков. В этот вечер она была в центре внимания несколько больше других коллег, ведь буквально накануне этой встречи ей был торжественно вручён знак «Заслуженный работник культуры РФ» (с ней одновременно, кстати, это звание получил и искусствовед, член Союза художников России, создатель музея современного искусства ЕАО Борис Косвинцев).

Поэтому не являются художественным преувеличением слова Татьяны Горловской, что все эти люди  — национальное достояние Еврейской автономной области.

Говоря о высших и самых любимых своих достижениях, «ветераны культуры» всерьёз говорили молодёжи о том, что ничего у творческого работника путного не получится, если он не будет «чуть-чуть шандарахнутым своей идеей» (по выражению Надежды Павловны Богаченко). 

— Вы нам должны завидовать: мы во многом были пионерами. Но ничто не кончено — творчество бесконечно. Сейчас зачастую многое делается по шаблону, как компиляция сценариев из Интернета, хотят «как у других». А не надо, как у других — надо делать, как ни у кого ещё не было, — говорила первый директор Центра народного творчества и руководитель первой в ЕАО негосударственной студии телевидения.

Схожую мысль, обращаясь к молодой аудитории, будущим коллегам, проводил и В. Казько:

— Ваша задача — организовать невозможное, слепить свой шедевр из того, что есть под руками. И если, работая в небольшом клубе, вы заразите своим делом хоть пять-десять человек — это будет ваша самая верная команда. 

В подтверждение Василий Иванович привёл случай из своей практики. На празднование 50-летия ЕАО ему — молодому специалисту — пришлось срочно создавать эстрадно-симфонический оркестр… за 2,5 месяца плюс работа со сводным хором в 300 человек! 

— Я был работоспособный и «зелёный», и гонял по многу часов на репетициях музыкантов, годившихся мне в отцы. Когда по итогам работы мне выдали премию в 900 рублей (тогда это превышало полугодовой заработок рядового культработника!), я от неё отказался. Не мог брать таких денег один. Вот такой был дурной и горячий…

Вот таким увидели одного из мэтров отечественной культуры сегодня студенты колледжа культуры в свете клуба «У фонаря». Потому и помнят все Василия Казько как человека неизменно порядочного.

Мэтр «полюс недоступности» из себя не строил. Его не пришлось долго упрашивать, когда гости попросили исполнить джаз на фортепиано.

— Всё будет, как в настоящем джазе: крышка инструмента раскрыта — инструмент слегка расстроен, а к нему в нужных местах приклеены монетки… для лучшего звучания, — пообещал Василий Иванович. И выдал попурри в быстром темпе.

Но вот озорной голос «с галёрки»  с памятной интонацией поддел маэстро: «Ну, так любой сможет. А «Мурку» слабо?»

Была и «Мурка», и в такой аранжировке! Это стоило услышать…

Вот такой непринуждённый мастер-класс. А «голос Биробиджана» читал любимые стихи и жалел, что ныне в колледже культуры не учат ряду предметов, необходимых для постановки голоса, зато заслуженного диктора областного радио, официально находящегося на покое, приглашают к «продвинутым» школьникам почитать… курс риторики! Значит, есть и педагоги, понимающие важность «лишних» предметов, и ученики, ими интересующиеся, значит, смена растёт – любопытная, ненасытная, трудоспособная. Ну так для неё и живём, для того и решили мудрые скромные люди прийти и посветиться «У фонаря».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *