Между прошлым и будущим

Между прошлым и будущим

Анатолия Клименкова

Сохранится ли здание деревянной синагоги для истории?

Откуда возник этот слух, никто не знает. Но он был неприятным — о том, что дом, занимаемый биробиджанской еврейской религиозной общиной «Бейт-Тшува» на улице Маяковского, собираются снести, а на его месте возвести другое строение.

Опровергнуть (или подтвердить) его я попросила председателя комитета по управлению имуществом биробиджанской мэрии Татьяну Луговскую.

— Этого просто не может быть, — ответила она, — никто сносить дом не собирается.

Вместе с тем, заметила Татьяна Михайловна, повод для беспокойства есть: община не является собственником дома. По словам руководителя комитета, от председателя общины требуется правильно оформить документы на строение и земельный участок. В свое время она предлагала ему помощь юриста, и сейчас комитет готов оказать содействие в оформлении права собственности.

— Насколько мне известно, синагога на Маяковского была открыта в 1984 году. Ее закрывали в 1986 году, через десять лет вновь открыли. У меня есть документ, в котором говорится, что это здание передано общине «Бейт- Тшува» в 1984 году, — поясняет ее председатель Андрей Засорин. — Его действительно нужно оформить в собственность. Я начинал оформлять документы, но мне предложили подождать год.

Андрей Засорин и его помощница Валерия Булкина пояснили, почему их волнуют слухи о якобы предстоящем сносе дома — здание обветшало, и при поддержке спонсоров они приводят его в порядок. Вложены уже немалые средства. Вначале перекрыли веранду, потом взялись за стены. Слухи возникли, когда уже начали делать наружный ремонт.

— Для нас это болезненный вопрос, — говорит Валерия, — ведь мы собираемся и дальше вкладывать деньги в этот дом. Нам важно сохранить то, что есть, как часть еврейской истории Биробиджана.

Андрей возглавил общину после отъезда из Биробиджана прежнего руководителя Дова (Бориса) Кофмана. «Бейт-Тшува» входит в состав Конгресса еврейских общин и организаций России (КЕРООР), однако финансирование из этой организации не поступает, по крайней мере, за те два с половиной года, что Андрей стоит во главе общины. Поэтому председатель выполняет свои обязанности на добровольной основе, его помощница — тоже.

— Мы здесь волонтеры, ставок никаких нет, — пояснила Валерия.

Американский распределительный комитет «Джойнт» ежемесячно перечисляет «Бейт-Тшуве» немногим более восьми тысяч рублей в месяц. Эти средства используются для проведения шаббатов, а также на благотворительные цели.

Благодаря спонсорам, которых находит Валерия, 16 членов общины получают горячие обеды в благотворительной столовой, и это большое подспорье для тех, кто сам о себе не может позаботиться.

Оказываются и другие виды помощи, но не систематически, как это происходит во «Фрейде», а эпизодически, и тоже за счет спонсоров.

— В общине есть инвалиды, есть люди крайне нуждающиеся — кому-то нужна обувь, кому-то — продовольствие. Они мне сообщают об этом, я иду вместе с человеком и покупаю необходимое, — поясняет Валерия Булкина. — Это средства благотворителей, которые хотят, чтобы деньги шли конкретным людям на конкретные цели. При этом перед спонсорами мы отчитываемся за каждый рубль потраченных денег.

В списке членов «Бейт-Тшувы» 45 человек, причем это не только представители еврейской национальности. К примеру, известного в Биробиджане председателя городской организации инвалидов Любовь Пан Сю Тан с руководителями еврейской общины объединяет совместная работа по поддержке инвалидов.

— Есть большая община — «Фрейд», и есть наша. Между членами общины сложились простые дружеские отношения, как в семье, — говорит Любовь Ивановна. — Хорошо, что людям есть куда прийти. Они знают, что не одиноки, идут сюда со своими радостями, бедами, проблемами и находят понимание и поддержку. Кому трудно, тот всегда может рассчитывать на помощь. Вместе с Валерией мы ездили к инвалидам в Облучье, Ленинское. В Смидовиче навещали инвалида, который не выходит из дома. Я считаю, что людям есть польза от нашей общины.

Для сравнения — среди участников клубов и программ «Фрейда» тоже есть не евреи. В числе спонсоров большой еврейской общины Биробиджана также люди разных национальностей и вероисповедания.

По словам Андрея Засорина, прихожанами биробиджанской синагоги в свое время были его дедушка и бабушка. Но старожилы Биробиджана знают, что старая синагога в нашем городе находилась на улице Чапаева (здание сгорело), а не на Маяковского. Вместе с тем скромный, я бы даже сказала, неказистый домик на улице Маяковского — тоже часть биробиджанской истории. Но ценно, по-моему, и то, что сегодня здание продолжает оставаться центром жизни небольшой еврейской общины.

— Мы здесь для того, чтобы сохранить то, что было до нас, — уверяет ее председатель. — В первый момент невольно возникла мысль о строительстве новой синагоги. Но туристы, приезжающие в Биробиджан из разных стран мира, хотят увидеть старую, им это интересно. И я показываю Свиток Торы, старые талесы, старинные книги, сидуры.

Что касается Свитка, возраст которого насчитывает 130 лет, то шесть лет назад все СМИ области рассказывали о том, что община «Бейт-Тшува» получила его в дар от президента еврейской общины Токио Даниэля Терка благодаря Всемирному фонду «Спаси Тору». Эту и другие реликвии старой синагоги Андрей показывает любопытным гостям.

С председателем «Бейт-Тшувы» и его помощницей мы беседовали в помещении общинного центра в канун шаббата в присутствии других членов общины. Собралось человек двадцать. Кто-то молча слушал разговор, кто-то вставлял отдельные фразы. К примеру, Елена Давидович заметила, что людям здесь нравится, остальные ее поддержали. Действительно, общинная жизнь строится на принципах добровольности — если человек не хочет в ней участвовать, никто его не заставит. Говорили о житейском: уборке и ремонте помещений, о контейнерах для мусора за зданием — такое соседство не красит. Просьбы перенести их подальше не только не кончились ничем, но и вызвали непонятное возмущение начальника домоуправления. А Валерия заметила, что иностранцы, в том числе и журналисты, уж точно не обойдут злополучную помойку своим вниманием. Небольшая еврейская община живет своими заботами, нуждами ее участников, и если людям это важно, то надо ли желать большего?..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *