Мир мирных танков

Мир мирных танков

Фото автора и из архива редакции

Совхозный токарь и не думал, что детское увлечение рисованием однажды приведёт его… в педагогику

Александр Радионович Дьяченко уже 16 лет работает учителем рисования в средней школе села Екатерино-Никольского. Пришёл сюда после распада Пограничного совхоза, в котором трудился… токарем

Был у папы секрет…

 

Как признаётся наш герой, раньше он и не думал, что увлечение рисованием и учёба в художественной школе родного Комсомольска-на-Амуре позволят связать дальнейшую жизнь с педагогикой.

Более того, как человек очень скромный никому не рассказывал о своих творческих способностях. По словам супруги Татьяны Георгиевны — агронома и руководителя Амурского сортоиспытательного участка, о том, что её муж хорошо рисует и окончил художественную школу в Комсомольске-на-Амуре, в Екатерино-никольской школе узнали случайно. «Выдал» сын Саша, когда пришёл туда учиться в первый класс. И сразу местные учителя решили использовать навыки родителя «по назначению таланта». А позже побудили получить профильное образование — окончить художественно-графический факультет Биробиджанского пединститута, ставшего ко времени окончания вуза А. Дьяченко Дальневосточной социально-гуманитарной академией.

Дипломной работой Александра Дьяченко стала картина с изображением выхода на берег Амура Геннадия Ивановича Невельского с товарищами-офицерами для закладки пограничных русских поселений. Выбор темы понятен — одним из таких поселений в XIX веке стала станица Екатерино-Никольская. Работа выпускника получила самую высокую оценку профессионалов. После окончания вуза сельскому учителю даже предлагали работу в художественной школе областного центра, но он отказался. Сказал, что не хочет уезжать из села, к которому прикипел всей душой. И об этом решении не жалеет.

Сейчас Александр Радионович ведёт уроки рисования в пяти классах школы. Как преподаватель дополнительного образования Центра детского творчества ещё занимается с тремя группами детей в кружке «Солнышко». Как художник работает, к сожалению, мало. Тем не менее одну из стен его кабинета украшают картины маслом — копии знаменитых работ Ивана Айвазовского и Ивана Шишкина — «Девятый вал», «Полдень в окрестностях Москвы» и «Сосновый бор». На написание последней у учителя ушло целых два года!

Сельский образ жизни — это необходимость кроме основной работы немало времени отводить домашним хозяйственным делам. Требуется то какой-то ремонт, то уход за подсобным хозяйством… Быт не позволяет отдавать себя полностью рисованию, требующему большого терпения, спокойствия и времени, но не дающему в сельской жизни никакой материальной выгоды.

Мультики от студии Дьяченко

 

Поэтому пробует себя Александр Радионович в смежных творческих областях. Например, вместе со своими воспитанниками занимается компьютерной графикой. Сделал вместе с ними много мультфильмов. Несколько лет назад сам был победителем конкурса социальных роликов, который проводила Хабаровская епархия. Его ролик рассказывал об истории заселения Дальнего Востока на примере станицы Екатерино-Никольской.

Имея хорошую видеокамеру, учитель часто фотографирует — в селе и его окрестностях много живописных мест. Учитель Дьяченко считает, что каждое время года прекрасно по-своему.

Есть у видеосъёмки и прагматическое назначение. Например, так фиксируются школьные и сельские праздники, семейные торжества, выступления на сцене местного образцового детского танцевального коллектива «Мозаика». Это помогает хореографам вести работу над ошибками. Коллеги Александра Радионовича рассказывают, что как-то в канун 8 Марта учитель рисования изрядно развеселил местных женщин дружескими шаржами. В школьном коллективе его любят за спокойный характер, добросовестность и основательность при подготовке к школьным и районным выставкам. А ещё — за умение перевоплощаться: учитель никогда не отказывается играть в небольших сценках. А как человек творческий, к любому делу подходит с большим интересом и фантазией…

Очень мирные танки

 

Года три назад Александр Дьяченко увлёкся сборкой макетов танков времен Великой Отечественной войны. Наборы пластиковых деталей, которые соединяются между собой с помощью специального клея или красок, покупал в специализированных магазинах, когда ездил в гости к родственникам в Комсомольск.

Зная об увлечении отца, в последнее время присылает ему их и сын Александр, который после окончания военного института служит в одной из воинских частей недалеко от города Перми. Раньше вместе они собирали макеты кораблей и самолетов. Но те занимали слишком много места в квартире.

Макеты танков, собранные в масштабе 1:35, гораздо компактнее. Специально под них Александр Радионович сделал коробку из дерева и оргстекла. На задней стенке нарисовал панораму боя с разрывами снарядов и немецким танком. Перед ней разместил легендарные боевые машины Красной Армии — лёгкие, средние и тяжелые танки разных марок. Сейчас собирает уже немецкий танк.

Собрать макеты боевой техники времен ВОВ в одной композиции учитель решил для того, чтобы показать современным мальчишкам, в том числе не слишком интересующимся историей на школьных уроках, как выглядела эта техника на полях сражений. «Увидят наших, увидят противника и, конечно, захотят в своих фантазиях «повоевать» за наших, за Родину! Это естественно», — рассуждает учитель. И он рад, что во время школьной выставки художественных и декоративно-прикладных работ, проходившей перед весенними каникулами, многие подростки надолго останавливались именно перед его макетами. Получается, педагог привлекает мальчишек не в игру-стрелялку, вроде известного «Мира танков», а в особый мир — мир танков, стоящих на защите мира! Мир мирных танков. Вот это была бы свежая игра!

Интерес к оружию и его истории, по его мнению, вообще должен быть в крови каждого будущего мужчины. На занятиях кружка «Солнышко» его воспитанники своими руками делали из папье-маше фигуры солдат времен Наполеона, а также рыцарей – участников сражения на Чудском озере. Затем ребята воссоздавали на компьютере сцены военных баталий…

Дети между кистью и мышкой

 

За последние годы, к сожалению, в нашей стране очень сильно изменился набор ценностей. Почти все дети, по словам учителя, сейчас мечтают стать «звёздами», а понимают под этим почему-то возможность пожить себе в удовольствие и не трудиться. В итоге желающих учиться рисованию стало намного меньше, чем прежде. Ведь приходится работать! И непривычно — руками! Поэтому Александру Радионовичу чаще приходится работать с ребятами младшего и среднего возраста, которые более гибки и любопытны, и учащимися коррекционных классов. Тем не менее по стопам своего учителя на художественно-графический факультет Приамурского университета имени Шолом-Алейхема в разное время пошли его бывшие воспитанники Анна Субботина, Яна Рудень и Сергей Пашигин. Но сегодня не все работают по специальности…

Заниматься с детьми компьютерной графикой и созданием мультфильмов в условиях сельской школы очень сложно. С тех пор как компьютеры устанавливались, они ни разу не обновлялись. Устарела и сама техника, и заложенные в неё компьютерные программы. Об этой проблеме в один голос говорят почти все педагоги. Учить ребят приходится в пределах возможного. И в ближайших планах Александра Дьяченко — завершение танковой темы и этюды на природе вместе с детьми во время летних каникул.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семь − один =