«Мне надо было поехать в Биробиджан…»

«Мне надо было поехать  в Биробиджан…»

Умерла писательница Маргарита Хемлин, сказавшая о Биробиджане и ЕАО, что этот «искусственный проект» сохранил жизни десятков тысяч евреев 

В ночь на 24 октября в Москве в возрасте 55 лет умерла писатель Маргарита Хемлин. Её родители были родом из местечка на Украине, сама Маргарита Михайловна родилась в 1960 году в Чернигове. И Украину и Россию она считала своей Родиной. В 1985 году закончила Московский литературный институт имени А.М. Горького, где училась в поэтическом семинаре Льва Озерова, но известность ей принесли занятия прозой. 

Дебютировав в прозе в 2005 году в журнале «Знамя» (в котором, кстати, работает в отделе поэзии по сей день наша землячка поэт Ольга Ермолаева), циклом рассказов «Прощание еврейки», в 2008 году другой её сборник рассказов вошёл в шорт-лист премии «Большая книга»,  роман «Клоцвог» вошёл в шорт-лист премии «Русский Букер» 2010 года… Далее Маргарита Хемлин уже не покидала списка номинантов этих солидных литературных премий. С 2012 года М. Хемлин была членом жюри премии имени О. Генри «Дары волхвов» (Нью-Йорк). А её повесть «Третья мировая Баси Соломоновны» была включена в составленную Асаром Эппелем и названную по ней антологию «Третья мировая Баси Соломоновны» в серии «Проза еврейской жизни»…

В Биробиджане автор «Прощания еврейки» была всего один раз в самом начале ноября 2010 года. Но краткий этот визит был предопределён всей её жизнью и творчеством. На ноябрьские праздники      М. Хемлин приехала в Биробиджан, где провела неформальную встречу с литераторами Еврейской автономии. 

— Меня пригласили на Дни книжной культуры «Санкт-Петербург – Хабаровский край», а почему после Хабаровска я здесь – понятно, — говорила Маргарита Михайловна. — Слово «Биробиджан» я впервые узнала от своей бабушки Баси Соломоновны Погребовской – она без конца пересказывала мне фильм «Искатели счастья»… Когда всё-таки посмотрела этот фильм сама много лет спустя, он мне не показался такой уж комедией. Неспроста же бабушка всё приговаривала после своих пересказов: «Вот надо было поехать, надо было поехать…»

В интервью для «Биробиджанской звезды» возникла и фраза  о «законнорожденности» ЕАО: «Самая неизвестная статья Конституции». Маргарита Михайловна уверенно говорила о том, что создание Еврейской автономии на Дальнем Востоке затем, во время Второй мировой, Великой Отечественной,  спасло десятки тысяч советских евреев, и об этом надо говорить. Вообще, после личного знакомства с биробиджанцами, она считала, что биробиджанские евреи более свободны внутри: «Это, может, и некоторая провинциальность, но не комплекс из местечка». Согласитесь, такая оценка многого стоит. За ней виден отнюдь не маленький городок на окраине страны, а особый народ, который умеет быть жизнестойким, открытым и способным оставаться собой, не теряя связи ни с давней историей, ни с переменчивым настоящим.

При этом связь истории и укрепление памяти для Маргариты Михайловны не были узко национальными лозунгами. При её участии на российском телевидении была восстановлена в эфире «Минута молчания», не выходившая в 1992—1995 годах после распада СССР. 

Человек, «пробивавший» такое, имел право на собственное отношение к теме Катастрофы еврейского народа (Холокоста). У Маргариты Хемлин оно было очень «биробиджанским» в вышеприведённой логике:  

— Иногда меня спрашивают: «Почему Вы пишете только о евреях? Украинцы тоже пережили Вторую мировую». Я отвечаю: «Так напишите об этом! Я – еврейка, я пишу о том, что знаю, что меня бередит». А цыганский Холокост? Разве этот народ не уничтожали гитлеровцы под корень? Почему о нём не пишут, почему цыгане по этому поводу слёз не льют?.. В свою очередь частыми жалобами на свою тяжёлую судьбу мы сумели убедить мир, что всё еврейское скрепляется соплями. А это не так – еврейский мир скрепляется памятью, кровью. Во всех смыслах. Сложившийся стереотип надо ломать, он калечит и еврейскую психику тоже.

Чтобы убедиться в этом, чтобы об этом публично сказать, — ради этого стоило приехать в Биробиджан. Она так нам и сказала. Осталось понять её правоту и соответствовать дальнейшей жизнью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *