Мне сверху видно всё

Мне сверху видно всё

Анатолия Клименкова

В Биробиджане все маршрутные пассажирские автобусы оснащают системой спутникового наблюдения

Наконец-то удалось законодательно «пробить» нежелание частных автоперевозчиков осуществлять свою деятельность по правилам, без нарушений: теперь каждый автобус в областном центре будет оснащен маячком, позволяющим отследить его местоположение через спутник. Однако для полного контроля за состоянием городского автобусного парка и соблюдением маршрутного расписания необходима единая диспетчерская служба. Иначе нововведение теряет всякий смысл.

Федеральный закон «О навигационной деятельности», принятый еще 14 февраля 2009 года, с первого января этого года вступил в силу. Согласно ему, в числе прочего, для обеспечения безопасности и эффективности транспортных автодорожных  перевозок, в том числе и на пассажирском транспорте, необходимо оснащать его аппаратурой глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС). Приказом министра транспорта РФ был утвержден список транспортных средств, на которых необходимо установить такое оборудование, определен федеральный сетевой оператор, который будет осуществлять навигационную деятельность.

— По утвержденному техническому регламенту в число таких транспортных средств входят и автобусы разной вместимости, используемые для коммерческих перевозок пассажиров,  — отмечает начальник территориального отдела по ЕАО Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Георгий Леонов. —  Все они должны быть оборудованы устройствами спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС-GPS. Предполагается, что наличие в автобусах таких спутниковых маячков теперь является одним из обязательных условий для участия в проводимых конкурсах на право пассажирских перевозок и получения лицензии. Это одно из требований безопасности, предъявляемых к пассажирскому транспорту: нет системы спутникового наблюдения — нет разрешения на перевозки.

glonassБиробиджанское пассажирское автотранспортное предприятие раньше всех начало такую модернизацию своих автобусов — сейчас более 30-ти машин ПАТП оснащено системой ГЛОНАСС. Теперь местоположение автобусов и поведение их на маршруте можно отследить через спутник. В ПАТП установлен компьютер со специальной программой, куда стекаются данные ото всех находящихся в городе автобусов: на электронной карте города видно, кто из них по какому маршруту движется, кто опаздывает, а кто, наоборот, выбивается из расписания. На расстоянии можно даже определить, по какой причине неожиданно остановился автобус — поломка это или ДТП, и оперативно среагировать.

АВТОБУСЫ СО «СКРИПОМ»

— В конце прошлого года и в начале этого мы несколько раз проводили собрания с частными автоперевозчиками и руководством города,  — говорит Георгий Сафронович. — Объясняли им, что новый закон надо соблюдать. Должен сказать, не все частники восприняли новые правила как должно — были и недовольные, и сомневающиеся в эффективности этого дела. Знаете, меня поражает такой фактор: частные автоперевозчики, которые, чего греха таить, далеко не всегда ведут себя на улицах дисциплинированно (всем известны их многочисленные нарушения, не раз приводившие к ДТП, «мухлежи» с маршрутами, скоростные «заезды» в погоне за рублем по центральным улицам областного центра), возмущаются законодательным актом, как «препоной» их бизнесу! А то, что частные автоперевозки до сих пор в городе и области практически никак не контролировались — контроль отдавался на откуп самим же «автобусникам» — предпринимателям, их не волнует, это им на руку. Свои автобусы всегда контролировало только муниципальное ПАТП, разными способами: водительскими отметками на конечных остановках, отчетами по рациям… Теперь дело дошло и до спутниковой навигации.

Частные «автобусники» должны понять, что никто не пытается таким «контролем сверху» их зажимать и лишать заработка. Главная задача — сделать частный бизнес пассажироперевозок в Биробиджане не полудиким, когда кто быстрее, тот и прав, а цивилизованным, безопасным. И применение системы ГЛОНАСС в областном центре — это не тотальный контроль. Это всего лишь возможность организовать качественное движение автобусов, которое можно корректировать, избавляя горожан от долгих ожиданий автобусов или, наоборот, «свалок» сразу из четырех-пяти машин на одной остановке, когда они не знают, как друг от друга увернуться.

— Для тех автоперевозчиков, кто работает в частном бизнесе давно, это, наоборот, выгодно, — считает Георгий Леонов. —  В тех городах России, где система ГЛОНАСС уже работает, расход топлива на автобусный транспорт, благодаря корректировке движения и согласованному расписанию, можно сократить на 30-50 процентов!

ЕДИНОЕ “ОКО”

Комплект оборудования ГЛОНАСС для одного автобуса стоит в пределах 10-15-ти тысяч рублей — не такие уж большие деньги в масштабах предпринимательства. Устанавливать оборудование будут либо специализированные предприятия, либо ПАТП — оно предложило биробиджанским частникам такую услугу. Кстати, на некоторых заводах, производящих автобусы, сейчас маячок ГЛОНАСС устанавливается сразу, входя в базовую комплектацию транспортного средства.

В Биробиджане сейчас курсирует по улицам более сотни частных маршрутных автобусов. Но это не значит, что теперь каждый предприниматель-“автобусник” может поставить сервер у себя в офисе и  по-прежнему будет сам контролировать свои машины на маршруте, но уже через спутник. На собраниях такие предложения, мнения высказывали многие.  Но в таком случае все дело по организации коммерческих маршрутных пассажироперевозок не стоит и выеденного яйца. Необходима единая централизованная диспетчерская служба, куда бы сводились данные от всех машин, работающих на городских маршрутах.

К организации этой службы в городе частников подталкивают уже не первый год. На одной из встреч с частными автоперевозчиками мэр Биробиджана заявил, что такую службу необходимо создавать, чем скорее, тем лучше. Как вариант — создать ее на базе ПАТП, где уже есть опыт работы с ГЛОНАСС.

— Служба должна быть одной на всех и никак иначе, — говорит Георгий Сафронович. — Не должно быть разрозненности. Ведь частники тоже работают в единой системе городских дорог и маршрутов  Биробиджана. Почему они должны быть кто в лес, кто по дрова? Поэтому необходима и своя соответствующая нормативно-правовая база, эти вопросы сейчас решаются. И я думаю, что в будущем водители частных автобусов отойдут от нецивилизованного вождения — перестанут устраивать гонки, менять маршруты по ходу следования, ведь все их поведение  будет видно на экране. В будущем предполагается, что такая система контроля позволит следить и за состоянием автобуса, например, нельзя будет несанкционированно открыть бензобак, чтобы слить топливо.

Кстати

Что такое система ГЛОНАСС?
ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система — российская спутниковая система навигации. Основой системы должны являться 24 спутника, движущиеся над поверхностью Земли в трех орбитальных плоскостях на высоте 19100 км.
При доведении количества действующих спутников до 18 на территории России обеспечивается практически 100%-ная непрерывная навигация. На остальной части земного шара при этом перерывы в навигации могут достигать полутора часов. Практически непрерывная навигация по всей территории земного шара обеспечивается при полной орбитальной группировке из 24-х спутников. 
Первый спутник ГЛОНАСС был выведен Советским Союзом на орбиту 12 октября 1982 года. 24 сентября 1993 года система была официально принята в эксплуатацию. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *