Мобильная кража

Мобильная кража

Анатолия Клименкова

Зачем использовать мобильный сервис оплаты телефона, если ту же операцию позволяет делать сам банк? Чтобы ваши деньги воровать

Недавно звонит мне знакомый — Егор — и говорит: «Ты ж вроде в банке работала. Подскажи, что мне делать? У меня на карте 13 тысяч было, куда делись, не знаю».

Что я могла посоветовать? Перво-наперво нужно понять, куда делись деньги, если он их не снимал. Я посоветовала Егору сходить к банкомату, взять с карты идентификатор и пароль, а также список одноразовых паролей для входа в он-лайн, где он мог выйти на электронный вариант карты. Егор так и сделал.

Дальше объяснила ему, как с помощью этих паролей просмотреть последние десять операций по карте. Преимущество он-лайн здесь налицо. Поскольку, если то же самое попробовать сделать через банкомат, можно получить только чек с датами и суммами списания. В он-лайн можно еще и посмотреть, какой организацией списаны деньги.

Оказалось, деньги у него списывал некий MOSCOW BEELINE MTOPUP. Причем деньги списаны «порционно»: по московскому времени со счёта его карты Maestro сначала была списана сумма 6,37 рублей, а затем сразу 1 000 и несколько раз по 500 рублей. Интересно, что деньги снимаются понемногу. Вероятно, что тот, кто списывал деньги с его счёта, просто не знал конечный баланс карты и действовал методом «научного тыка».

В поисках ответа, как разрешаются подобные ситуации в стране, я зашла на сайт http://www.banki.ru, где нашла очень похожую ситуацию. На сайте мужчина жалуется, что его мама-пенсионерка обнаружила пропажу 13 тысяч рублей с карты Моментум. Списание средств было произведено 12 августа 2012 года: были проведены две операции по 3 000 рублей, ещё две — по 2 000 рублей и три операции по 1 000 руб. Мужчина даже приводит выборку отчёта по карте.

Представитель Сбербанка из службы заботы о клиентах Андрей Рассохо так прокомментировал факты: «Так как в результате расследования подтвердилось, что нарушений условий использования банковских карт не обнаружено, принято решение о возврате денег… работа с обращением Вашей мамы уже завершена, и деньги возвращены на ее счёт». 

На этом же сайте есть и другой похожий пример мошенничества. Девятого июня 2012 со сбербанковской карты VISA злоумышленником также были украдены деньги. Держатель карты был очень удивлен, что мошенничество осуществлялось по всем известной схеме – с помощью BEELINE MTOPUP. По мнению клиента, «это халатное попустительство системы Сбербанк». Ведь «они знают давно про эту “дырку в системе”, но никаких мер не приняли за всё это время. Интернет пестрит подобными случаями, к сожалению, я узнал про это только тогда, когда лишился своих денег».

К счастью, этому клиенту повезло больше других. К его карте была подключена услуга «Мобильный банк». С помощью SMS-оповещений об операциях по карте (приход/расход) он своевременно заметил, что с его карты стали сниматься деньги с интервалом… в одну минуту (!) суммами по 3 000 рублей.

«Вы бы знали, – жалуется клиент, – как мне было трудно найти номер службы поддержки клиентов и успеть сделать звонок – заблокировать действие своей карты! Неужели в Сбербанке ни у кого ума не хватило написать его (номер телефона) где-нибудь на оборотной стороне своей “красивой карты с подсолнухами”. Я нахожусь в чистом поле, в лесу, и меня внезапно начал извещать телефон о воровстве денег. Куда бежать, куда звонить? Меня, конечно, спас “звонок другу”, у которого в этот момент был Интернет под рукой, но это не дело, товарищи! Там, где деньги, должен быть порядок, а у вас его – по этому примеру – вообще нет».

Свою гневную тираду жертва мошенников заканчивает вопросами банку: «Как мне вернуть украденные деньги? В какой срок всё это будет?» и ещё: «Как мне можно снять хоть сколько-нибудь оставшихся денег, на что мне теперь жить? Это моя пенсионная карта, и я фактически остался без средств к существованию». 

Виктор Ряснов из службы заботы о клиентах Сбербанка России прокомментировал ситуацию точно так же, как и предыдущий сотрудник: «В результате расследования подтвердилось, что с Вашей стороны нарушений условий использования банковских карт не обнаружено, принято решение о возврате денежных средств, и я рад Вам сообщить, что работа с Вашим обращением уже завершена и деньги возвращены на Ваш счет». 

Интересно, что пострадавший не благодарит банк за возврат денег, а спустя несколько дней после ответа банка даже делится своими впечатлениями в блоге: «Налицо очевидное попустительство мошенникам». Многие из блогеров полностью солидарны с пострадавшим: «Кидалово!»

Помню, что не раз сталкивалась с подобным мошенничеством, когда обслуживала клиентов в банке. Тогда проблему банковские работники решали иначе: предлагали клиенту застраховать свою карту. Мол, с вами поработал мошенник, банк ни в чём не виноват, вам же нужно быть осторожнее. Вот если бы у вас была застрахована карта, деньги банк бы вернул. Особо настойчивым клиентам обещали провести собственное расследование, которое длилось месяцами…

Как работают новые мошенники, лично мне пока не известно, хотя я слежу за новой информацией по этому делу. Растёт только количество пострадавших. Кстати, деньги снимают не только по обычным дебетовым картам, но и по кредитным, а это ещё опаснее.

Несложно предположить, что запомнить 16 цифр и цирковая обезьяна может. Первые четыре цифры отвечают за регион и отделение банка. (Если у вас несколько карт одного банка, вы легко можете в этом убедиться). Последние же четыре цифры пишутся в чеке. Остается восемь цифр или четыре пары, их запомнить нетрудно.

Тем не менее до сих пор не ясно, причастна ли к подобным мошенничествам известная сетевая компания Билайн. Хотя некие похитители чужих денег действуют чуть не под их «вывеской», представляясь как BEELINE MTOPUP, никаких комментариев с «билайновской» стороны в Сети не появлялось. Все проблемы утряс банк. Деньги вроде возвращают, а кто в этом виноват, так и остается тайной за семью печатями. Остается только ждать, что либо банк, либо сотовая компания официально подтвердят свою непричастность к подобным случаям и, наконец, объяснят клиентам, по какой схеме работали мошенники и, главное, как с ними бороться. Ведь подобных случаев накопилось столько, что уже давно пора разобраться с этим делом.

Как поступил вышеупомянутый биробиджанский Егор в этой ситуации? Банк сейчас ведёт расследование, сотрудники банка посоветовали ему написать заявление в полицию. Вместе с ним жду результатов расследования.

Думаю, что повезло бы Егору гораздо больше, если бы у него был подключен мобильный банк. Это удовольствие не очень дорогое — от 30 до 60 рублей в месяц. Зато любая операция сопровождается SMS-оповещением, вход в он-лайн подтверждается SMS-паролем и т. д. В случае несанкционированного действия по вашей карте вы её можете в любую минуту заблокировать.

Будьте осторожнее и не скупитесь по мелочам: либо подключите мобильный банк, либо и вовсе откажитесь от банковской карты, иначе вас могут также одурачить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *