Моделируя жизнь

8 ФЕВРАЛЯ — ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ

Применить математику для решения хозяйственных проблем региона предложил Михаил Хавинсон

havinsonНаукой Михаил стал заниматься сразу после окончания БГПИ — ныне ПГУ имени Шолом-Алейхема. Молодого перспективного выпускника пригласил на работу директор ИКАРПа Ефим Фрисман.

По специальности Михаил математик, в этом году собирается защищать кандидатскую диссертацию на тему «Математическое моделирование занятости в регионе».

— Мне интересно посмотреть, как математика применяется в хозяйственных процессах, какие необычные результаты этого мы можем увидеть, — говорит молодой ученый. — Это направление довольно перспективное. Дело в том, что известные экономические теории, оказывается, работают не всегда. Пример тому — периодически возникающие кризисы. Не случайно сейчас возникло новое направление — эконофизика. Она исходит из того, что все экономические системы подчиняются неким объективным закономерностям — физическим законам. На это указывает и синергетика — наука о самоорганизации систем.

Темой исследования, которой занимается Михаил, интересуются на Дальнем Востоке немногие ученые. В их числе — директор Хабаровского института ДВО РАН академик Павел Минакир. Двумя дипломами он отметил ежегодные доклады Михаила по этой проблеме в г. Хабаровске.

Говоря о развитии автономии, исходя из математических моделей, Михаил отмечает одну из главных ее проблем, вполне характерную для всего Дальнего Востока — нехватку трудовых ресурсов.

— Компенсировать этот дефицит как-то надо, но как? Сегодня основная трудовая нагрузка падает на людей среднего возраста. Если они будут почти все время уделять работе, у них вполне могут возникнуть проблемы в семье с детьми-подростками. Есть варианты привлекать людей из соседнего Китая. Но здесь кроется другая опасность — любые мигранты быстро встраиваются в нашу экономику, а мы со временем становимся от них зависимыми, — рассуждает ученый. — Программа по переселению соотечественников из стран ближнего зарубежья работает пока плохо. По мнению Павла Минакира, на Дальнем Востоке имеет смысл развивать инновационные проекты, которые задействуют небольшое количество людей. Пример тому — крупные автомобильные заводы в Японии, где работает относительно немного человек.

На вопрос, идет ли в науку молодежь, Михаил отвечает, что сегодня в ИКАРПе не хватает молодых аспирантов.

— Особенность научной деятельности в том, что здесь нужно постоянно учиться — уметь писать, выступать, делать доклады, хорошо организовывать свою работу. Это очень интересно, когда есть где себя проявить, расширить свой кругозор, даже выехать за границу на семинары. Но несмотря на то, что карьерный рост в науке довольно большой — от аспиранта до академика, он происходит довольно медленно. При этом заработная плата ученых относительно небольшая. Многие же молодые люди после вуза обычно начинают думать о создании семьи и хорошем заработке. Вот и получается, что преданные науке ученые нам всегда нужны.

Путь в науку

spirinВ Приамурском государственном университете имени Шолом-Алейхема активно работает научное студенческое общество. Возглавляет его Александр Спирин — студент третьего курса факультета экономики, управления и права

Уже на первом курсе он участвовал с докладом в заочной конференции, написал не одну научную статью. После окончания университета Александр твердо намерен поступить в аспирантуру и серьезно заняться наукой. Пока же все свободное от учебы время у него занимает работа в научном студенческом обществе.

— Наше общество помогает студентам, которые занимаются любого вида научной деятельностью — пишут ли доклад к выступлению, готовятся ли к защите диплома или просто собирают материал для будущей работы, — рассказывает Александр. — Мы проводим много мероприятий, связанных с наукой. Не так давно в университете прошла неделя научного студенческого общества. В ее рамках провели «круглый стол», традиционную интеллектуальную игру «Дебаты» и другие мероприятия.

В нашем обществе уже сложился костяк тех, кто хочет связать свою жизнь с научной деятельностью. Особенно проявили себя в науке Татьяна Ларина, Ксения Титова, Ульяна Кузьмина, Константин Елисейкин. Они выступают с различными докладами на своих факультетах, выезжают на межвузовские конференции в города Дальнего Востока и даже в западные регионы. Поддерживает наше общество ректор университета Лев Гринкруг — он поощряет самых активных грамотами и премиями.

 

Кто двигает науку в ЕАО?

Институт комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения Российской академии наук — ИКАРП ДВО РАН

Это научное учреждение было создано для того, чтобы изучать нашу область, ее природу, население, хозяйство. Сегодня проводимые в институте исследования вышли далеко за границы автономии. Ведутся они по различным направлениям: математическое моделирование динамики региональных систем, экономические исследования, региональная геоэкология, изучение водных объектов и водных ресурсов, природные пожары и их прогнозирование, изучение экологических проблем, растительности, животного мира. Проводят в ИКАРПе социологические опросы и другие исследования.

Одна из важнейших задач ИКАРП ДВО РАН — влиять на развитие региона, обеспечивая научное сопровождение его социально-экономического развития с помощью высококвалифицированных специалистов.

ИКАРП старается привлечь к научной деятельности молодых ученых. Участниками региональной школы-семинара молодых ученых, аспирантов и студентов «Территориальные исследования: цели, результаты, перспективы», организатором которой выступает ИКАРП ДВО РАН в сотрудничестве с ПГУ имени Шолом-Алейхема, становятся студенты и школьники области.

Молодые ученые принимают активное участие в грантовых проектах, финансируемых различными организациями. Ряд их исследований касается различных практических аспектов жизнедеятельности Еврейской автономной области.

Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема

zasedanieЭто единственный многопрофильный вуз в области. Он осуществляет многоуровневую подготовку по 93 программам высшего профессионального образования. Послевузовское образование реализуется в аспирантуре по одиннадцати специальностям восьми научных отраслей. Аспиранты и соискатели ведут научные исследования, изучают гуманитарные, социальные и общественные, физико-математические, технические, химические, биологические науки, а также науки о Земле.

Здесь издается научный журнал «Вестник Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема». Кроме того, университет является соучредителем (совместно с Дальневосточным федеральным университетом) научного журнала «Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке». Среди широко известных изданий университета — сериальные издания «Историческая поэтика жанра» и «Мизрех: иудаика на Дальнем Востоке». В качестве соучредителя (совместно с ИКАРП ДВО РАН), университет с 2012 года издает возрожденный литературно-публицистический альманах «Биробиджан». 

Университет сотрудничает с десятью академическими организациями России, тремя зарубежными ресурсными центрами, семью зарубежными вузами, а также с такими известными культурными, образовательными и исследовательскими центрами, как Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН (Кунсткамера) в Санкт-Петербурге, Дом Шолом-Алейхема в Тель-Авиве, Музей истории еврейского наследия и Холокоста в Москве, Центр идиша имени Рены Косты при Бар-Иланском университете в Рамат-Гане, Петербургский институт иудаики в Санкт-Петербурге и другими.        

В ученые — со школьной скамьи

Проводить научные опыты и наблюдения смогут теперь ученики начальных классов биробиджанской школы №11

В школе появится кабинет-лаборатория для преподавания предмета «Окружающий мир». Там младше-классники смогут проводить опыты. Как сообщила директор школы Мария Кричевская, оборудование для оснащения этой детской лаборатории заказывалось в Москве, полтора миллиона рублей на его приобретение выделил комитет образования ЕАО.

Идея создания научной лаборатории для начальной школы возникла когда освободился старый кабинет труда, материально-техническая база которого устарела. Тогда это помещение было решено переоборудовать так, чтобы там могли заниматься не только ученики одного класса, а как можно больше ребят. Старый кабинет превратился в современную научную лабораторию для самых маленьких. А для большего удобства юных исследователей в кабинет приобрели новые парты со стульями, а также интерактивную доску.

Предмет «Окружающий мир» сложный, он включает в себя знания из разных областей — естествознания, биологии, химии и других наук. С новым оборудованием ребята смогут узнать много нового и интересного о природе. Исследовать погодные явления младшеклассники смогут с помощью небольшой компактной метеостанции, а определить направление ветра — по флюгеру. Для каждой изучаемой темы — свой набор лабораторных принадлежностей. Новое оборудование позволит сделать занятия интересными и занимательными, так что отбоя от желающих почувствовать себя естествоиспытателем, химиком или ботаником не будет.

Торжественное открытие кабинета-лаборатории состоится завтра.


 

Материал подготовили Сергей РЕВУЦКИЙ и Юлия НОВИКОВА. Фото Ефима ВЕПРИНСКОГО и Анатолия КЛИМЕНКОВА

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *