МРОТ и достойная жизнь

Большая часть населения России является наемными работниками и тем самым участвует в социальном партнерстве, стороны которого государство – наниматель – работник. Но всегда ли это партнерство? И что оно дает работнику как наемному сотруднику, обеспечивающему свой уровень жизни и уровень жизни детей лишь на получаемую им заработную плату?

По данным статистики, более чем для 60 процентов граждан Российской Федерации заработная плата является единственным источником доходов. Естественно, что любой работник стремится получить доход, позволяющий обеспечить достойный уровень жизни семьи. Непосредственным контактным с работником лицом является работодатель. И не секрет, что любой работодатель стремится снизить (или ограничить) собственные расходы на выплату заработной платы. В этой экономической борьбе именно государство с присущими ему властными полномочиями должно обеспечить механизм, позволяющий сформировать баланс запросов и возможностей непосредственных участников трудовых отношений. Свои регулирующие полномочия государственная власть декларирует в форме предписаний, указаний, деклараций, иных установлений, закрепляемых в законодательстве и обязательных к исполнению на территории РФ.

Не иначе как в целях обеспечения уровня жизни населения РФ государство гарантирует каждому работающему гражданину получение минимального размера оплаты труда (МРОТ). «Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума», — говорится в статье 133 Трудового кодекса РФ. Там же сказано, что месячная заработная плата работника не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Для справки: минимальный потребительский бюджет, то есть прожиточный минимум трудоспособного человека, определен государством законодательно и состоит из расходов на приобретение минимального набора товаров и услуг для удовлетворения основных потребностей человека. Заложенные в потребительскую корзину россиянина продукты питания обеспечивают минимально необходимое количество калорий. К стоимости этого «минимального продуктового набора» добавляются расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, исходя из оценки затрат на эти цели в бюджетах низкодоходных домашних хозяйств.

Насколько объективна оценка государственными служащими нужд человека, судите сами: среднероссийский прожиточный минимум на сегодняшний день составляет 5607 рублей (постановление Правительства РФ от 14.11.2009 3925). Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в ЕАО в четвертом квартале 2009 года установлена в размере 6643,37 рублей. Если при расчетах потребительского бюджета трудоспособного населения принять вполне обоснованную мотивировку определения «точки отсчета» бедности, которая применяется в развитых странах, то установленный государством потребительский бюджет должен позволять вести скромный, но достойный, с точки зрения общества и государства, образ жизни. Исходя из этого, любые гарантии российского законодательства по оплате труда сводятся к вопросу: какой образ жизни в нашей стране считается достойным?

Для сравнения: в потребительскую корзину стран европейского сообщества, по расчету стоимости которой и определяется размер прожиточного минимума, входит 600 наименований товаров и услуг, тогда как в потребительской корзине российского гражданина присутствует 156 наименований товаров и услуг плюс «другие», стоимость которых определена в размере 15 процентов от общей величины расходов в месяц. Кстати, подавляющее большинство европейских стран отказалось от этой методики определения уровня бедности. У них бедным признается тот, чей доход составляет не более 50 процентов от среднедушевого дохода. Если этот метод применить к нам, то уровень бедности в России получится на порядок выше нынешних 14 процентов, и, следовательно, станет больше тех, кто нуждается в государственной помощи. Вот тут-то и «собака зарыта»: простому человеку выгодно то, что невыгодно властям и чиновникам.

На сегодняшний день в расхождение с законодательством прожиточный минимум в РФ превышает размер МРОТ. Правительство стремится исполнить закон и вывести МРОТ на уровень установленного прожиточного минимума. Вместе с тем потребительская корзина, сформированная в соответствии с постановлением правительства РФ в 2006 году, все еще очень далека от реальных потребностей человека. Сейчас корзина включает в себя меню из хлеба (134 кг в год на трудоспособного россиянина), картофеля (107,6 кг), мяса (37,2 кг), рыбы (16 кг), овощей (97 кг). По мнению государства, среднестатистическому гражданину полагается три пальто на семь лет, шесть пар обуви на три года и девять пар трусов на два года. Каждая россиянка обречена в течение пяти лет носить две блузки и полтора года – одни туфли. Среднестатистическая семья, согласно нормативам, раз в 20 лет может купить себе три одеяла, один раз в 15 лет – три подушки, раз в 8 лет – 6 пододеяльников.  При этом корзина учитывает, что семья из двоих человек съедает в год 65 кг квашеной капусты.

И так долго еще можно продолжать. Ясно одно: образ среднего гражданина России, чей уровень потребления сформирован волею правительства, от этого привлекательнее не становится. Самое главное – параметры потребительской корзины, далекие от современных реалий, обрекают людей на постоянное балансирование на грани выживания, унижают человеческое достоинство, не позволяют обеспечивать нормальный уровень жизни семье. Вполне уместен вопрос: как же в таком случае выглядит среднестатистический гражданин России, включенный в список проживающих за чертой бедности?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *