Мы их знали, мы их любили

Вечер памяти ушедших из жизни деятелей культуры и искусства, оставивших добрый след в истории Биробиджана и сердцах многих жителей города, прошел в театральной гостиной «У фонаря» 

Впервые за все годы существования гостиной вечер посвятили людям, которых уже нет с нами. «Друзей моих прекрасные черты» – так назвала его ведущая Татьяна Горловская. Эта строка из известного стихотворения Беллы Ахмадулиной, положенного на музыку замечательным композитором Микаэлом Таривердиевым, стала лейтмотивом вечера памяти. 

 Вспоминали режиссеров и артистов, библиотекарей и журналистов, художников и музыкантов, руководителей учреждений культуры…

 – Идею провести такой вечер, вспомнить добрым словом талантливых людей, на которых держалась в свое время городская культура, я вынашивала давно – и вот, наконец, она осуществилась. Хотя по большому счету и нескольких вечеров будет мало, чтобы о каждом ушедшем вспомнить добрым словом, чтобы никого не забыть. Ведь по-настоящему талантливых людей в Биробиджане было очень много, и у каждого был свой взлет, свой творческий почерк. Нам выпала завидная доля жить, общаться с ними. Их не называли звездами, но они были ими, они светили нам, – поделилась ведущая.

13-2Виктор Южанин был великолепным певцом и неплохим художником. Евгений Конопаткин спел романс «Снился мне сад», лучшим исполнителем которого по праву считался Виктор. К 50-летию певца готовился большой концерт, но трагическая смерть оборвала его жизнь.

 – Виктор был лучшим солистом ансамбля скрипачей. Таких теперь нет, – говорили выступающие. – А еще он был очень ранимым человеком, все принимал близко к сердцу. 

Художник Владислав Цап рассказал, что большую часть своих картин Виктор Южанин посвящал морским видам и березкам. Он был родом из Советской Гавани – городе у моря, и детские впечатления отразились в его творчестве. 

Вспомнили замечательного музыканта Анатолия Воробьева, одного из лучших баянистов города. Летом он со своим баяном все три смены проводил с ребятами в пионерском лагере, устраивая там настоящие концерты-праздники. А в учебное время преподавал музыку и пение в первой школе Биробиджана. 

Жена Анатолия Людмила Воробьева блестяще играла в Русском народном театре. Те, кто видел ее на сцене, уверяли, что она была истинным профессионалом, актрисой от Бога. 

Режиссером от Бога был и Владимир Землянский, смерть которого стала огромной потерей и для созданного им детища – театра «Когелет», и для всех биробиджанцев – любителей театрального искусства. В его жизни было, впрочем, два театра с одним названием. Первый «Когелет» на пике своего творческого взлета прекратил свое существование в 1990-е годы, когда его режиссер решил уйти в бизнес, а многие актеры покинули Биробиджан.13-3

 – Спустя годы Володя понял, что его стихия все-таки театр, и снова вернулся к режиссерской работе, возродил из пепла свой «Когелет», – говорили выступающие.

 Ученики вспоминали его как требовательного педагога, который в то же время готов был подставить свое плечо молодым дарованиям. Припоминали и курьезные случаи из жизни театра, когда режиссер находил выход из, казалось бы, безнадежного положения. Так, в спектакле «Обыкновенное чудо», который театр ставил на сцене Дома культуры в селе Дубовом, произошел конфуз – актер Анатолий Парахин в роли короля стал играть последнюю сцену чуть ли не на середине действия. Актеры растерялись, режиссер тоже. Но вскоре все услышали раскатистый голос Землянского: «Позвать сюда его Величество!» Король-актер со сцены ретировался и вскоре спектакль продолжился. Зрители так ничего и не поняли, думали, что таков режиссерский замысел.

 – При жизни его не всегда ценили, понимали. Бывало, что просто не слышали или не хотели слышать. А ведь таких людей надо было беречь, ценить. Володя буквально ожил, когда вернулся на сцену, у него открылось второе дыхание. Такие режиссеры, как Владимир Землянский, Моисей Бенгельсдорф, Берта Шильман в свое время превратили наш город в театр, – напомнил бывший начальник отдела культуры Биробиджана Валерий Гершкович. 

Биробиджан можно назвать и городом художников. В связи с этим добрым словом вспомнили основателя Детской художественной школы областного центра Сергея Рыбкина.

 – Редкой души был человек! В его характере уживались и мягкость, и жесткая требовательность. Его любили и ученики, и педагоги. Можно сказать, что от него пошла художественная жизнь нашего города, стали проводиться выставки, вернисажи. Это дело продолжил потом Дмитрий Алексейцев, который мечтал создать в нашей области первичную организацию Союза художников РФ. Но так и не успел… 

Когда-то гордостью Биробиджана, как и народный ансамбль скрипачей, была хоровая капелла. Этот по большому счету высокопрофессиональный коллектив создал талантливый маэстро и дирижер Виктор Молодцов, о котором тоже, к сожалению, приходится говорить в прошедшем времени. С его уходом сошла с культурного подиума города и хоровая капелла. 

Вспомнили самодеятельного поэта и композитора Василия Деменюка, жизнь которого оборвалась на сцене во время репетиции. Одна из его песен – «На жизнь» – была исполнена на вечере памяти.

 – Она была заводной, озорной, это был настоящий фонтан энергии. К библиотеке относилась как к родному дому, буквально жила работой. Пожив в Израиле, вернулась обратно только потому, что не смогла жить без любимого дела, – говорили бывшие коллеги об Анне Алексеевне Павловой, которая много лет руководила библиотечной сетью города. 

Нашлись теплые слова и в адрес бывшего директора Областной научной библиотеки Бориса Давыдовича Бергера. Выступающие с сожалением констатировали, что творческое наследие Бергера – а писал он довольно много – осталось невостребованным.

Не одно поколение биробиджанцев помнит библиотекаря «научки» Юлию Александровну Коляпкину, которая с поистине материнской любовью и большим терпением приобщала их к книге.

Напомнили участники вечера о создателе Русского народного театра Мире Моисеевне Шименко. Первые репетиции театра проходили вечерами в областном краеведческом музее, где работала одна из актрис Нина Капитонова. 

– Как-то случайно во время репетиции в музей заглянул секретарь обкома. Повозмущался на это, по его словам, безобразие, а потом договорился, чтобы репетиции проходили в помещении обкома, где был свободный зал,– вспомнила одна из участниц вечера. 

О старейших журналистах, которых уже нет, вспомнили их бывшие коллеги Михаил Клименков, Михаил Заридер, Ада Котова и другие участники вечера.

Ефима Матвеевича Корсунского многие знали по его псевдониму – Евграф Косточка, которым он подписывал свои фельетоны. Еще задолго до перестройки он стал предвестником свободной, беспартийной журналистики, писал на чисто житейские темы, которые были интересны читателям. Я не помню, чтобы в его материалах были цитаты Генсека или ссылки на партийные документы,– высказался о бывшем коллеге по «Биробиджанской звезде» Михаил Клименков.

13-5Ада Котова напомнила, насколько талантливо, со знанием дела писал театральные и литературные рецензии Валерий Ильич Панман. 13-4Михаил Заридер с теплотой вспомнил своего наставника в журналистике Абрама Иосифовича Гинзбурга. Не были забыты имена Абрама Мордуховича, Шнеера Коника, Абрама Гольдмахера, Романа Шойхета, Нины Филипкиной, Михаила Шестопалова, Николая Сулимы, Аллы Авдошиной, Анатолия Рабиновича, Николая Смирнова.

Вспомнили супругов Соколовских – Геню Соломоновну и Михаила Давыдовича. Она возглавляла Областную научную библиотеку, он руководил областным управлением культуры. Это был пик расцвета культурной жизни города, тем более что городской Дворец культуры возглавляла в те годы неутомимая Белла Петровна Мазо. 

Не забыли напомнить о блистательном дуэте супругов Ларисы и Геннадия Германа, выступавших с цирковыми номерами. Геннадий Акимович Герман стал в 1990-е годы директором областной филармонии, смог сохранить и коллектив, и здание филармонии, которое начало к тому времени разрушаться. 

Известный пушкинист Роман Файн, отдавший многие годы жизни обучению работников культуры, посвятил памяти ушедших свое стихотворение, а Галина Усольцева и Василий Казько исполнили их любимые произведения.

А потом засветился экран и на нем стали выплывать, словно из небытия, до боли знакомые лица. Эту портретную фотогалерею создал фотохудожник Ефим Вепринский. Все притихли, у многих на глазах появились слезы. Не верилось, не хотелось верить, что этих людей уже нет – слишком заметный след оставили они в нашей памяти.

 На такой щемящей ноте закончился этот вечер. И, наверное, не одна я подумала в тот миг о том, что людей, особенно талантливых, незаурядных, надо ценить при жизни, чтобы не было слишком поздно.


 

Фото из архива редакции и из открытых источников 

Комментарий “Мы их знали, мы их любили”

  1. Я работал с Геннадием Акимовичем Германом и Ларисой Николаевной с 1980 по 82 годы в Биробиджане. Диретор был Худыш Леонид Леонидович , худ рук — Малкин Рафаил Моисеевич и Евгений Львович Воль.. Филармония была в левом крыле Дома Культуры. На втором этаже была цирковая самоделка — её вел Миша, а потом Таня Макшакова. Сергей Зеленов , артист цирка, ныне исполнительный продюссер цирк Чамлонг , Джухай,КНР,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один + 5 =