Мы недостаточно бедны?

Правила выплаты пособий на детей и компенсации за посещение ими детского сада могут быть изменены

Министерство труда и социальной защиты России внесло в Госдуму законопроект, согласно которому социальную поддержку будут оказывать, исходя из соблюдения принципов адресности и нуждаемости. Если документ будет принят, получателями компенсаций станут только «нуждающиеся». Определение же критериев этой самой нуждаемости будет отдано на откуп регионам. Точно так же, как и размер, периодичность и уровень индексации выплат. 

В частности, это касается компенсации родительской платы за посещение детьми детского сада, которую сейчас каждая семья с такими ребятишками получает гарантированно. 

По мнению разработчиков законопроекта, у регионов появится возможность направить ресурсы на поддержку действительно нуждающихся граждан и увеличить размер такой помощи. Возможно, у «действительно нуждающихся» размер помощи и увеличится. А что станет с теми, кто нуждается не столь очевидно, а живёт «просто бедно»? Мы решили выяснить, как на данный момент обстоят дела с компенсациями за посещение детского сада в ЕАО. 

Согласно информации комитета образования Еврейской автономии, «детсадовскую» льготу получают родители около 8,9 тыс. детей, чьи чада посещают детские сады. Из них свыше пяти тысяч – это ребятишки из Биробиджана. Размер выплаты зависит от того, какой по счету ребенок в семье ходит в детский сад. Так, на первого ребенка компенсируется пятая часть родительской платы, на второго семье возвращается половина внесенных средств, а на третьего ребенка возврат составляет 70%. 

Таким образом, в ЕАО компенсации в размере 20% выплачиваются на 5049 детей, 50% – на 3145 малышей и 70% — на 686 дошколят. В Биробиджане эти цифры соответственно будут: 2851 ребенок, 1645 ребят и 268 юных горожан. Учитывая, что для родителей средняя стоимость одного дня пребывания ребенка в детском саду составляет 85 рублей, рассчитать размер компенсации в каждом конкретном случае несложно.

К тому же не будем забывать, что, помимо муниципальных дошкольных учреждений, есть еще и частные группы по уходу и присмотру за детьми. Там родительская плата гораздо выше. Соответственно и компенсация больше. Например, в областном центре она составляет 250 рублей за день посещения. Но даже после компенсации платить родителям за посещение их чадом такой группы приходится значительно больше, чем за посещение муниципального детсада. 

Учесть нужно и то, что дети-сироты, дети-инвалиды и опекаемые ребятишки дошкольные учреждения  посещают бесплатно.

А теперь представим, что какая-то часть родителей (а вероятность того, что эта часть окажется очень даже немаленькой, довольно велика) вдруг перестанет быть «нуждающейся», если обсуждаемый законопроект станет законом. Сколько ж семей вынуждено будет затянуть и так уже донельзя тугие пояса?! Но отказаться от услуг детсада все равно вряд ли кто-то решится, ведь это означает, что маме придется оставить работу. Материальные потери для семьи станут еще больше!

Понятно, что инициатива Минтруда направлена на то, чтобы льготы получали действительно нуждающиеся в них люди, но вот незадача – критерии нуждаемости авторы идеи как-то не прописали. Можно предположить, что, как это нередко бывает, ориентиром послужит прожиточный минимум в регионе. К слову, в ЕАО в третьем квартале он составлял в среднем чуть выше 12,2 тыс. рублей. И при таком подходе можно не сомневаться, что кому-то непременно не повезёт, если их доходы превысят официальную величину  на сотню рублей. Как будто она в самом деле сделает этих людей богаче.

До сих пор наши региональные власти подходили к таким деликатным вопросам весьма щадяще. Но об уточнении адресности помощи и точечности мер соцподдержки всё больше говорят и они. И не потому, что стали прохладней относиться к своим землякам, а потому что … денег нет. И не предвидится. 


 

Виктор АНТОНОВ, Илья ВОРОБЬЕВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *