Мы верим в чудо

Мы верим в чудо

Фото пресс-службы Биробиджанской епархии и из открытых интернет-источников

К концу подходят святки, торжественные дни, начинающиеся Рождеством и завершающиеся Крещением

К Святкам относится множество самых разных традиций – от колядования до обмена особыми рождественскими открытками и святочных рассказов. На этих двух мы остановимся более подробно. Обратим внимание на то, чем отличается праздник Крещение Господня.

 

«Сердце сердцу весть подаёт»

К рождественской тематике авторы обращались и до появления знаменитого жанра, стоит вспомнить хотя бы Гоголя с его «Вечерами на хуторе близ Диканьки». Но своим появлением святочные или рождественские рассказы обязаны Чарльзу Диккенсу, решившему привлечь этими историями внимание читателей к судьбам маленьких людей, бедных, нуждающихся в помощи. Так родилась «Рождественская песнь в прозе».

За ней написанием святочных рассказов занялись авторы по всему миру, в том числе и в нашей стране. Они выходили из-под пера таких крупных писателей, как Достоевский и Чехов. Известны святочные рассказы Николая Лескова. Часто такие произведения «сохраняют верность» родоначальнику этого направления в литературе. Они повествуют о сирых и убогих, взывают к состраданию («Мальчик у Христа на ёлке» Достоевского) или рассказывают о том, как изменился скряга («Жемчужное ожерелье» Лескова).

Традиция создания рождественских рассказов в нашей стране была прервана Октябрьской революцией 1917 года, но сейчас они пусть не массово, но вновь выходят в печать. Благодаря старым и новым рассказам у читателей есть возможность провести праздники с книгой, посвящённой им. Это чтение не только радует душу и сердце, но и полезно для них.

 

Нарисованные праздники

Ещё одним особенным жанром, связанным со Святками и также появившимся в XIX веке, можно считать рождественские открытки. Некоторые возводят их историю к старинным гравюрам. Но «собственной персоной» первая рождественская открытка появилась так же, как и святочный рассказ, в Англии. Это произошло в 1840 году.

Одними из первых отечественных иллюстрированных открыток стали как раз открытки рождественские. Их выпустил «Санкт-Петербургский Попечительный комитет о сестрах Красного креста» (Община св. Евгении). Их открытки отличались высокой художественностью, что не мудрено – община сотрудничала с видными художниками своего времени, среди которых были Бакст, Сомов, Бенуа, Репин и Врубель.

Одним из первых авторов рождественских открыток стала Елизавета Бём, известный иллюстратор и лауреат международных выставок. Её открытки легко узнать по главным героям – маленьким детям, мягким цветам и контурам, а также авторским подписям, к примеру «Сердце сердцу весть подаёт». Несколько лет назад жители и гости ЕАО могли познакомиться с работами Елизаветы Бём на выставках, которые проводила Биробиджанская епархия.

Не только в России к созданию рождественских открыток приложили руку известные и талантливые художники. К примеру, американский иллюстратор Норман Роквелл начал свою многолетнюю карьеру именно с четырёх рождественских открыток. Конечно, рождественская тематика в искусстве не ограничивается открытками и святочными рассказами, говорить о произведениях, вдохновлённых ею, можно долго. Но Святки проходят, и уже 19 января нас ждёт праздник Крещения, завершающий их.

 

Праздник делает чище

Мы решили узнать, как торжество отражено в литературе, и обратились с этим вопросом к кандидату филологических наук, доценту ПГУ имени Шолом-Алейхема Лидии Капуцыной:

— Наверное, лучшее произведение, в котором отобразился быт русского народа, его праздники, — это «Лето Господне» Ивана Шмелёва, написанное в эмиграции. В этой книге, на мой взгляд, слились очень сильные чувства автора: тоска по России, по детству и по отцу, который погиб, когда Ивану было только семь лет. Рассказ дан не с позиции взрослого человека, а через восприятие маленького ребёнка. По пути веры его вели семья и старичок по фамилии Горкин, от которого исходили такие свет, любовь и тепло, что они осветили и детство мальчика, и саму книгу. А вот описывается, как маленький Ваня идёт на Крещение: «Впервые везут меня на ердань, смотреть. Потеплело, морозу только пятнадцать градусов… Отец спрашивает — хороша ердань наша? Очень хороша. На расчищенном синеватом льду стоит на четырех столбиках, обвитых елкой, серебряная беседка под золотым крестом. Под ней — прорубленная во льду ердань» — это описание, здесь нет практически сюжета, как и во всей книге. «Прыгают трое в раз…». В этом произведении показан естественный приход ребенка к вере – именно  через радость и любовь, которыми пронизаны обряды, пост, праздники, традиции.

С точки зрения нашей собеседницы, сам праздник помогает человеку стать лучше и чище, что само по себе является чудом, а вера в него, как говорит Лидия Николаевна, жива в нашем народе.

Празднование Крещения Господня у нас (да и в других православных странах) отличается удалью – всем известна традиция окунаться в ледяную купель в этот день. Но также это праздник, который отличается строгостью. Богослужения его сочельника, как нам рассказала настоятельница Свято-Иннокентьевского монастыря мать Анастасия (Иванченко), связаны с богослужениями Страстной седмицы, то есть недели, когда был распят Христос. В текстах подготовительных служб Крещения и Рождества (когда-то это был один праздник) присутствует богословская мысль о том, что воплощение Сына Божия, будучи для него уничижением, явилось для него своего рода первым крестом. Таким образом, Святки – это весёлое время, две недели без поста, но начинаются и заканчиваются они воспоминанием о распятии Христа. За ним и следует главное чудо христианства, а радость Святок может быть отзвуком того добра, которое принёс в мир Христос.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 − два =