На еврейской улице

Легендарный испанский художник-сюрреалист Сальвадор Дали – фигура достаточно неоднозначная в мировом искусстве. Его называли гением с характером бунтаря. Одни считали его сумасшедшим, другие – неподражаемым талантом. Но мало кому известно, что великий Дали был увлечен еврейской темой

 Большинство работ, посвященных иудаизму и Израилю, создано художником между 1950 и 1980 годами. Библейским мотивам и истории Государства Израиль Дали посвятил целые циклы произведений: живописи, рисунков, литографий и скульптур. В его музее в Фигерасе эти работы занимают целый этаж. Они выполнены с не свойственным художнику аскетизмом, ограничением характерных для него творческих приемов – параноидальных двойных изображений, деформации тел. Некоторые рисунки реалистичны, а, например, работая над гравюрами из цикла «Песнь песней» (1971 г.), Дали даже пытался копировать технику старых мастеров.

В целом же в творчестве Дали довольно большое количество «еврейских» работ. Среди них – цветная и черно-белая графика, скульптурные изображения, мелкая пластика и даже своего рода «иудаика» (которую, кстати сказать, скорее, следует отнести к жанру монументального искусства). Остановимся на некоторых работах этой малоизвестной стороны творчества Дали.

«Алия» (1968 г.)

Эти рисунки максимально приближены к реальной действительности и почти лишены характерных для творчества Дали странных образов. Они освещают важные религиозные, исторические и политические события еврейской истории, в них видна вся еврейская история, все мечты евреев на протяжении двух тысяч лет.

Серию из 25 литографий (возможно, их было больше), названную «Алия», открывает рисунок юноши с откинутой курчавой головой, торс которого обвит знаменем Израиля с голубой звездой Давида («Алия»).

Среди работ этой серии – драматические сцены Холокоста (заключенные за колючей проволокой – «Из глубин», свастика над погибшими и звезда Давида как символ надежды в небесах – «Ты положил меня в самую нижнюю яму, в темных местах, в глубинах»), батальная сцена времен войны за Независимость («Битва за Иерусалим»), народ, празднующий победу над врагом («Победная благодарственная песнь»), изображение мирной жизни Израиля («Земля возвращается к жизни»), сойфер, переписчик текста Торы над Свитком («Потому что это – жизнь и продление дней твоих»), евреи у Стены Плача («Стена Плача»), корабль под флагом с шестиконечной звездой, прибывающий к берегам Эрец Исраэль («На берегах Свободы»), портрет Бен Гуриона и другие.

Интересно, что эту экспозицию Дали жители Иерусалима могут видеть в вестибюле больницы Шаарей Цедек – свою коллекцию подарил больнице один из спонсоров.

Меноры и мезузы

Дали был одним из немногих нееврейских художников, которые изображали менору как символ возрождения древнего народа в своем национальном государстве. Он создал свой тип меноры, изображал ее многократно в графике и в скульптуре. Его менора напоминает семисвечник, изображенный на гербе Израиля, но украшена шестиконечной звездой. У Дали менора получилась текучая, «органическая». Ее текстура напоминает сполохи огня, а ветви разной высоты схожи, скорее, со щупальцами осьминога. На опоре меноры изображен бородатый пожилой человек со свитком – так Дали представил нам Моисея с Торой. На чашечках светильника различимы надписи на иврите.

С модели Дали было сделано множество бронзовых отливок, методом гальванизации на них наносили золотое или серебряное покрытие. Одна из них, большого размера, украшает аэропорт Бен-Гуриона. Эту менору подарили аэропорту уже после смерти Дали, а ее открытие произошло 21 июля 1998 года.

Интересно, что в 2012 году к верхним воротам, ведущим на площадь перед Стеной Плача, была прикреплена бронзовая мезуза длиной в 1,4 метра, шириной в 25 сантиметров и весом в сорок килограммов. Это одна из трех мезуз работы великого испанского художника Сальвадора Дали.

 Тайна еврейских «корней»

У Дали был свой, библейско-христианский, мистический и мессианский взгляд на еврейскую историю и современность. Вряд ли у него были, пусть даже и весьма «отдаленные», еврейские корни. Тайна Сальвадора Дали, связанная с еврейским периодом, возможно, приоткроется, если обратить внимание на две даты. 1948 год – дата образования Государства Израиль. В том же, 1948-м, Сальвадор Дали после долгих скитаний по миру навсегда возвращается туда, где он родился и рос, в родную Испанию. Быть может, его личные, связанные с этим переживания каким-то неведомым образом переплелись в его необычном восприятии действительности – с историей евреев, которые много веков были лишены собственной страны и теперь возвращались на землю предков? Кроме того, известно, что после Второй мировой войны еврейская тематика в изобразительном искусстве стала пользоваться спросом – Дали не стал исключением. Так или иначе, но работы Дали «еврейского» периода разительно отличаются от всего того, что было создано им ранее и позже. В них остается лишь свойственная художнику неуемная экспрессия, которая здесь овеяна неким ореолом романтики.

«Тебе, народ Израиля, тебе, избранный народ, вам, сыновья Авраама, Ицхака и Яакова… – написал Сальвадор Дали в своем дневнике, – я посвятил эту Менору и «Стену Плача». Молитесь во славу Вс-вышнего… Хочу видеть в сиянии этих ясных и радостных огней уважение к вашему народу».

 «For that is Thy Life and the Length of Thy Days»

«Двенадцать колен Израиля» (1973 г.) и «Наши  пророки»  (1975 г.)

Цикл «Двенадцать колен Израиля» посвящен двадцатипятилетию еврейского государства. Состоит из тринадцати тонированных гравюр. Изящные многоцветные гравюры содержат образы из других работ Дали. По мнению специалистов, этот цикл утверждает мистический характер возникновения и бессмертия израильской цивилизации (еврейской культуры и ее бессмертия).

В 1973 году, в честь 25-летия со дня образования Государства Израиль, Дали была создана и серия из двенадцати серебряных медалей, в которой каждая олицетворяет одно из колен народа Израиля. На лицевой стороне выгравирован образ колена в представлении Дали, на обратной – печать, название колена, дата и подпись Дали.

В той же технике, как «Двенадцать колен Израиля», выполнен цикл «Наши пророки». К числу наиболее интересных работ художника относится рельеф «Моисей и монотеизм». В образе Моисея Дали прослеживал связь между иудаизмом и христианством, считая этого пророка неевреем. В рисунках подчеркивается египетское происхождение Моисея. Очень интересен его «портрет», написанный черной тушью. Среди героев этого цикла – Ноев ковчег, Соломон в длинных одеждах, бородатый король Саул в золотой короне, Адам и Ева, протягивающая руку к яблоку – дару змия-искусителя, Илья на игрушечном скакуне.


По материалам сайтов www.evrey.com и jewishnews.com.ua, liveinternet.ru

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *