На старой станции сойду

На старой станции сойду

Сто пять лет назад, в феврале 1913 года, на Восточном участке строящейся Амурской железной дороги была заложена еще одна станция, получившая название Известковая

Правда, поначалу она имела другое наименование – Торокилан. Именно так еще за три года до начала строительства участка в очерке Записок Императорского Русского Географического общества ее назвал генерал-губернатор Приамурья П.Ф. Унтербергер. Этот просвещенный начальник Приамурского края позаимствовал данное словосочетание у гольдов, проявив уважение к этой малой коренной народности. На гольдском (нанайском) языке оно означает изображение сказочного богатыря, покровителя удачной охоты, рыбной ловли, а также здоровья. Однако мудреное и тяжелое для русской речи слово было вскоре заменено. Станцию назвали Известковая, поскольку в этом месте было несколько известняковых сопок. Кстати, из этого минерала скоро стала выжигаться известь самого высокого качества.

Общий вид Лондоковского известкового завода. 1937 год. Фото Х. Гринберга

После сдачи в эксплуатацию восточного участка Амурской магистрали Известковая, а также соседние с ней станции Облучье, Бира, Лондоко, Будукан стали быстро развиваться технически. Росли пристанционные поселения. В середине 1930-х годов станция Известковая вошла в так называемую империю ГУЛАГа (Главное управление лагерей). К началу массовых политических репрессий в поселке Известковом была создана исправительно-трудовая колония, в которой содержались главным образом сотни заключенных, осужденных по политическим статьям. Они были заняты на заготовке древесины, добыче известняка, обслуживании крупного подсобного хозяйства лагеря, где производилась сельскохозяйственная продукция. Однако главным объектом работ заключенных являлось строительство железнодорожной ветки Известковая – Чегдомын. После сдачи ее в эксплуатацию Известковая получила статус узловой станции, какой является и поныне.

Вскоре после кончины Сталина лагерь в Известковой расформировали, а на месте бывшего подсобного хозяйства заключенных был создан совхоз «Известковый», который просуществовал до 1990-х годов.

Кустарная добыча Бираканского мрамора. Середина 1930-х годов

Такова вкратце хроника исторических событий этого крупного поселка Облученского района. Сейчас в нем насчитывается почти 1950 жителей. Как и за весь более чем столетний период основным производством здесь остаются железнодорожные службы, обеспечивающие бесперебойную работу крупного железнодорожного узла на Транссибирской магистрали. К Известковой приписана путевая машинная станция по ремонту и содержанию закрепленного за ней главного хода Транссиба, а также примыкающей к нему Чегдомынской ветки.

Уже много лет на станции работает разгрузо-погрузочная площадка Кульдурского бруситового рудника. На данном горнодобывающем предприятии, которое находится в 20-ти километрах от поселения, заняты более ста человек. Коллектив рудника отгружает через станцию на Урал, а также на экспорт сотни платформ с огнеупорным материалом высочайшего качества. В текущем году, к примеру, рудник должен поставить своим потребителям более трехсот тысяч тонн брусита. Часть трудоспособного населения поселка обеспечена работой на Кимкано-Сутарском горно-обогатительном комбинате, который находится неподалеку от Известковой. Решен вопрос с финансированием строительства здания нового железнодорожного вокзала…

В общем, сегодняшним известковцам есть что вспомнить из прежней истории и есть что рассказать о дне нынешнем.


Виктор Горелов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *