На страже дорог

На страже дорог

Анатолия Клименкова

Садимся в патрульную машину ГИБДД. В обычный рабочий день с экипажем госавтоинспекторов будем вместе патрулировать на заданном маршруте, принимать вызовы от диспетчера, работать на ДТП и задерживать нарушителей правил дорожного движения. У инспекторов  нелегкая работа:  в холод, в жару, в дождь или мороз они обеспечивают безопасность и правопорядок на дорогах области

Загрузке в машину предшествует развод экипажей, разъяснение оперативной обстановки на дорогах, сообщения о поступивших ориентировках на угнанные автомобили. Особенности, на которые инспекторам стоит пристальнее обращать внимание: вновь появившиеся тонированные стекла на автомобилях и головная боль ГИБДД — нахальные водители мопедов, на которых до сих пор нет никакой действенной управы. 

Жетоны инспекторов, свистки, жезлы, служебные и водительские удостоверения — все у экипажей на местах. В машины загружено все необходимое оборудование для ведения патрулирования. 

— Наш маршрут пролегает от поселка Сопка до микрорайона Биробиджан-2, с периодическими заездами на улицу Советскую,  — поясняет госавтоинспектор Сергей Панферов. — Мы отслеживаем состояние дороги, наличие дорожных знаков. За ночь многое может поменяться. Не раз бывало, что воровали дорожные знаки или роняли на землю столбы с ними, сами знаки приходили в негодность, становились нечитаемыми. Наша задача — зафиксировать все эти нарушения и направить сообщения дорожной службе, чтобы их  исправили.

— А мопедисты — это да, это проблема, — поддерживает разговор, вспоминая предупреждения начальника на разводе перед дежурством, напарник Сергея Павел Стребков, он же сегодня старший экипажа. — Вся надежда на то, что в скором времени введут поправки в правила, согласно которым мопеды и мокики будут считаться транспортным средством, для вождения которых нужны права. Собираются вводить так называемую категорию «М» — с обучением, сдачей экзамена и так далее, чтобы все было по закону. Тогда и ответственности у водителей мопедов будет больше, и наказания за нарушения будут существеннее. А то сейчас им грозят только невеликие штрафы, даже забрать на штрафстоянку их транспорт мы не можем. 

Принят сигнал от диспетчера на пульте — проконтролировать безопасность движения на участке дороги по улице Пионерской.  А вот и нарушитель, да еще и «тематический» — как раз на мопеде. По правилам, нельзя перевозить на мопеде пассажира старше семи лет. А у парня на заднем сиденье — молодая девушка, да еще и без шлема. Сам водитель пристроился в крайний левый ряд, собираясь поворачивать с дороги в совсем неположенном для этого месте, подвергая немалому риску и себя, и пассажира.

Смутившуюся девушку после краткой беседы отпустили восвояси пешком, а вот водителю пришлось задержаться. Инспекторы фиксируют нарушение, составляют протокол, выписывают штраф. Незадачливый мопедист чешет затылок — во попал в неприятность! 

— Безответственная пацанва лет четырнадцати вдвоем на мопедах, без касок, да еще и устраивающая гонки друг с другом, подрезающая автомобили, гоняющая без ограничения скорости, — обычное дело для наших улиц, — рассказывают госинспекторы. — Преследовать их мы не имеем права, поскольку сами таким образом создаем для них аварийные ситуации. Но стараемся все же задерживать другими способами. Куда смотрят родители, покупающие свои детям такую опасную забаву — мопед, непонятно…

В поле зрения бдительных инспекторов попал водитель микроавтобуса. Павел Стребков остановил его, усмотрев нарушение — водитель не был пристегнут ремнем безопасности. 

Сейчас каждый инспектор патрульного автомобиля может быстро «пробить» человека через компьютерную базу данных: кто он, зарегистрировано ли на него данное транспортное средство, не было  ли штрафов ранее за нарушение ПДД? Тут штраф как раз оказался в наличии — мужчине его уже выписывали ранее, и за то же самое нарушение — непристегнутый ремень безопасности. 

Загвоздка оказалась в другом — при себе у водителя не оказалось квитанции об уплате штрафа. В базе данных тоже не было информации о погашении задолженности.

— У меня все есть, но только не здесь, а в Хабаровске! – убедительно клялся водитель. — Я оплачивал всё там. Точнее, посылал деньги родне, они оплачивали. Если нужно, я все привезу, покажу как можно скорее… Уже не первый раз такая ситуация, я по опыту знаю, что не всегда платеж проходит как надо…

Но инспекторов такие обещания не убедили. Закон есть закон — мало ли что может наговорить испугавшийся ответственности автомобилист? Вдруг он и вовсе  1636забыл про неоплаченный штраф? Водителю микроавтобуса пришлось проследовать за экипажем ГИБДД в муниципальный отдел милиции, дать показания о своей ситуации. Незадачливому «светит» ни много ни мало судебное разбирательство, результатом которого может стать еще один штраф в удвоенном размере или даже заключение сроком на 15 суток. Сурово…

— А что делать? — поясняют инспекторы. — Как ни странно, с удобством уплаты штрафов во многих удобных местах в городе — банках, сберкассах, банкоматах — стало больше автомобилистов-неплательщиков. Невеликие в массе своей штрафы, постоянные отсрочки на «потом», вот и случаются такие курьезные ситуации…

— А автоматические системы контроля скоростного режима, которые недавно установили в городе? Они помогают вам в работе, гонять стали меньше? — спрашиваю я.

— Помогают, конечно.  С их помощью гораздо легче выявить лихачей. Но вот их пока не стало намного меньше… По-прежнему на дорогах нет спокойствия. Только за прошедшую ночь в городе зафиксировано четыре ДТП, в одном из которых пострадал человек.

— Вот собираются вновь вводить алкогольные промилле,  — интересуюсь я у инспекторов. — Нормой будет наличие 0, 35 промилле при выдохе в пресловутую «трубочку»…

— И это прибор  покажет, — поясняют мне ребята. — Если есть алкоголь в крови, то есть если человек пил непосредственно спиртное, обязательно это выявится. Многие уже паникуют: в квасе или кефире тоже есть спирт — что ж теперь, не пить их?

— А давайте проверим! — предлагаю. — Я сейчас покупаю стакан кваса на улице, выпиваю и дую в ваш прибор. Покажет, сколько промилле?

На это инспекторы только смеются. 

— Да я в жаркие дни квас только и пью, когда на дежурстве,  — говорит Сергей. — И ничего прибор не показывает. Спирт в квасе есть, но в таком незначительном количестве, что держится в полости рта после выпитого стакана секунд тридцать, не больше. Так что если водитель утверждает, что пил только квас или ряженку, кефир, а при этот выглядит весьма нетрезво — добро пожаловать на медицинское освидетельствование. Там правда и выяснится.

…Припекает солнышко. На улице Миллера автомобильное столпотворение, машины объезжают объект затора кто во что горазд — кто по краю газона, кто выруливая на другие участки дороги. Аккурат посередь дороги застыла покалеченная престарелая «Нива», чуть в стороне — серая чумазая «туша» мусоровоза. Подъезжая к месту происшествия, сквозь стекло разглядывая машины, Сергей Панферов хмыкает: «Угораздило же, а… Не дал дожить «старушке» последние годы».

Инспекторы на месте ДТП делают необходимые замеры рулеткой, чертят схему происшествия. По предварительным показаниям виновного и потерпевшего, мусоровоз на повороте не увидел двигающуюся ему навстречу «Ниву» и ударил ее массивным бампером. 

 — Вот прям развернул меня даже, так врезал! — сетует раздраженный пожилой водитель «Нивы». В машине он был не один — ехал с женой и внучкой. Слава богу, обошлось без травм, пассажиры только испугались. Водитель мусоровоза — работяга в замурзанной спецовке, с виноватым выражением лица топчется рядом, не зная, что и сказать…

— Говорила ему — продай ты свою трахому, купи себе японку и езди! — ворчит меж тем женщина на мужа, обмахиваясь платочком. — Он в нее кучу денег вгрохал, а что теперь с ней делать-то, с покалеченной…

И виновник ДТП, и потерпевший отправляются в управление ГИБДД для опроса и составления протокола. «Мусоровозу» грозит штраф в размере 500 рублей. Главное, мужик, уплати его вовремя… 

День на день не приходится — такова работа госавтоинспекторов ГИБДД. Могут быть спокойные дни, с парой так называемых «железок», когда в ДТП страдает только техника, но не люди, а также мелкие нарушения, непристегнутые ремни, опять же… А бывает, что такой вот позабытый в каком-то бездумном «авось» ремень безопасности или алкогольный угар водителя становится причиной дорожной трагедии, в которой уже и не сразу видно — где там, среди покореженного в хлам металла, есть человек…

Народ! Автомобилисты, пешеходы!  Опасность на дорогах всегда рядом и ошибок не прощает. Будьте лишний раз внимательны и осторожны на проезжей части. От вас не убудет, а беды поможет избежать. И инспекторам ГИБДД будет спокойнее работать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *