Наш паровоз, вперед лети…

Наш паровоз, вперед лети… - Коллаж Татьяны Истоминой

Коллаж Татьяны Истоминой

— Когда начали случаться голодные обмороки, нарком путей сообщения приказал ввести для паровозных бригад дополнительный паек.

Перед самой поездкой в комнату дежурного по депо приходила из деповской столовой раздатчица и выдавала каждой бригаде – то есть машинисту, помощнику и кочегару – по 400 граммов хлеба и по 100 граммов колбасы. Еще в бумажных пакетиках или пустых спичечных коробках — по 25 граммов табака. Причем дежурный строго предупреждал: ни в коем случае не экономить паек в рейсе, чтобы привезти его домой жене или детишкам – съедать все до крошки…

Это из рассказов машинистов Облученского локомотивного депо А.И.Узринова, В.Н.Марковского, М.Т.Хамзина о работе паровозников в военное время, слышанных мною еще в начале 60-х годов. Сам я пришел в районную газету как раз из депо, правда, Ружинского в Приморье, поэтому кое-что о поездной работе знал. Например, каково приходилось ослабленной недоеданием бригаде, а точнее помощнику и кочегару, перекидать лопатой в поездке от Облучья до Архары  по 12 – 15 тонн угля! В рейсах до Биры (второе “плечо” облученских паровозников) топлива уходило немного меньше. На Архару, то есть на запад, шли эшелоны, груженные техникой, боеприпасами, войсками, а с 1942 года еще и с американской помощью по ленд-лизу. А на восток, то есть в Биру, тянули в основном порожняк для новой загрузки в Хабаровске, Владивостоке, Находке.

— В оборотных депо выбор блюд для поездных бригад был одинаков – «затируха» из ржаной муки и пустой чай, — вспоминали мои облученские собеседники. – Так что дополнительный паек просто спасал паровозников. Еще надо иметь в виду, что вскоре после начала войны, по почину хабаровских железнодорожников, многие бригады стали работать в два лица – машинист и помощник. Без кочегара. Было так, что приедет бригада в свое депо, сдаст сменщикам паровоз и валится спать тут же в бытовке – не было сил не то что по домам разойтись, а даже в душевой грязь с себя смыть…

На паровозы вместо постоянно убывающих на фронт взрослых мужчин, парней приходили пацаны – «жэушники», то есть выпускники Облученского железнодорожного училища, а также девушки и молодые женщины. И ведь справлялись с так называемым наркомовским графиком! Он был прост: максимальный пробег паровоза и минимальный простой локомотива на ремонтах в депо. В сборнике «Дальневосточная магистраль России» (Хабаровск, 1997 г.) сообщается, что за первые 4 месяца войны железнодорожники ДВЖД, в том числе и облученские, перевезли сверх плана почти 22 миллиона тонн грузов.

При острой нехватке кадров, что требовало от железнодорожников работы на износ, в феврале 1943 года большая группа железнодорожников из Облучья, Биры, Ина отбыла в Хабаровск (по 70-80 человек из  каждого узла). В краевом центре из дальневосточников была сформирована 46-я особого резерва железнодорожная колонна Народного комиссариата путей сообщения (НКПС). В нее набрали наиболее опытных паровозников, связистов, путейцев, слесарей. Вот что сообщается об этом в упомянутом выше сборнике: «Колонна отправлялась на запад. В ней было 35 паровозов, более 40 теплушек, в которых располагались 40 с лишним бригад по 30 человек в каждой. Колонна шла помогать фронту. Возглавлял ее начальник Хабаровского паровозного отделения П.С. Стельмаченко».

Колонна, начав свою фронтовую работу – перевозку войск, боеприпасов, техники, санитарных составов – в ста километрах от Москвы, закончила ее в Кенигсберге. Теряла под бомбежками людей, локомотивы, теплушки. Получала боевые и трудовые награды: Стельмаченко удостоился ордена Красной Звезды, рядовому кондуктору И.И.Ефимову за спасение раненых санитарного поезда, попавшего под бомбежку, присвоили звание Героя Социалистического Труда. Машиниста Мальцева удостоили ордена Трудового Красного Знамени…

Потери личного состава колонны: 46 человек погибли, 118 получили ранения. В родное Приамурье 46-я особого резерва колонна вернулась летом 1945 года. Чтобы тут же принять участие в боевых действиях в Маньчжурии при разгроме Квантунской армии Японии.

За трудовой героизм в годы Великой Отечественной войны железнодорожникам Дальневосточной магистрали на вечное хранение были вручены переходящие Красные знамена ВЦСПС и НКПС и Красное знамя Совета Дальневосточного фронта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *