Наше все

Наше все

Ефима ВЕПРИНСКОГО и из архива областного краеведческого музея

Она хороша всегда. Весной, когда начинают зеленеть деревья, летом, когда хочется спрятаться в тени листвы, осенью, потому что дарит совершенно волшебную перспективу — мечту фотографа.

Улица Ленина. Пожалуй, единственное в городе место, где сохранился дух старого Биробиджана. Нет современных зеркальных фасадов, нет потока машин и прохожих тоже совсем мало. И кажется, что здесь до сих пор слышны шаги тех самых, строивших область, игравших в театре, создававших газеты и писавших о городе стихи

Когда-то здесь было все. Наше все. Улица Ленина, до 17 марта 1938 года еще носившая имя Постышева, являла собой настоящий центр юного Биробиджана. Тут бурлила жизнь, и о событиях этой самой жизни  знали далеко за пределами области.

Новости о строительстве автономии в Москву и за пределы страны исправно поставляли газеты «Биробиджанер штерн» и «Биробиджанская звезда», которые начали издаваться в 1930 году.  Первым редактором «БШ» стал Генах Казакевич — еврейский журналист, публицист, критик и основатель советских еврейских периодических изданий. А его сын Эммануил Казакевич был первым директором Биробиджанского государственного еврейского театра и автором пьес для этой сцены, руководителем областного радиовещания на идише, литературным сотрудником газеты «Биробиджанер штерн».

Типография и редакции газет ютились в деревянном здании на перекрестке улиц Ленина и Октябрьской. В те годы это было одно из самых оживленных мест города, именно здесь собиралась творческая молодежь, шумели дискуссии, читались стихи.

На улице Ленина появились первые в Биробиджане многоэтажки — Дом Советов (ныне — мэрия), здание школы №2 (место которой сейчас  занимает школа №1), педагогическое училище, областная библиотека, краеведческий музей.

Площадь перед мэрией, которая сегодня называется Площадью Дружбы, в те годы представляла собой сквер с памятником Ленину. На месте сквера был заброшенный карьер, откуда брали песок и щебень для строительства железной дороги. Яму засыпали, но из года в год во время летних дождей и осенних паводков это место превращалось в озеро. И все-таки с водой сладили — и широкая площадь стала настоящим цветником.

На месте нынешнего детского сада №15 находился Биробиджанский государственный еврейский театр, уникальное учреждение культуры, созданное при содействии самого Соломона Михоэлса. Здание театра представляло собой деревянный дом, а зал вмещал около пятисот человек и всегда был переполнен. Артисты прибыли из Москвы, чтобы стать пионерами советской еврейской театральной культуры и помогать строительству единственной во всем мире Еврейской автономной области. Первое представление и открытие театра прошло 11 мая 1934 года, а уже в конце сороковых наступило время репрессий и борьбы с «безродными космополитами»…… Книги еврейских авторов были сожжены, а «пропагандисты еврейской культуры» арестованы и отправлены в лагеря. Театр закрыли, а здание на улице Ленина передали Дому пионеров. Здесь, в технических, художественных и спортивных кружках собирались все городские школьники.

В начале пятидесятых в Доме пионеров работало уже более тридцати разных студий, воспитанники которых обретали известность не только на Дальнем Востоке. Так, например, среди юных спортсменов были призеры первенств СССР и Европы, а рисунки биробиджанских школьников участвовали в конкурсах и выставках даже в Бразилии. Без преувеличения, на весь Союз «гремела» и детская киностудия, которую возглавлял Ефим Фельдман. Ребята получали первые премии на всесоюзных фестивалях, а фильмы их демонстрировали в Московском Доме кино.

В конце пятидесятых вновь стала удивительно насыщенной литературная жизнь области. Улица Ленина приводила в редакцию поэтов и писателей: Бориса Миллера, Любу Вассерман, Сальвадора Боржеса, Исаака Бронфмана, Макса Рианта.…..

Были и шестидесятые с Романом Шойхетом, и восьмидесятые с Леонидом Школьником, и девяностые, когда и газетам, и библиотеке, и музею приходилось попросту выживать. Уже в двухтысячных на улице Ленина появились здания Биробиджанской еврейской религиозной общины «Фрейд» и Благовещенского собора — и это соседство всегда удивляет и восхищает гостей города. Но удивительно, конечно, совсем другое, неочевидное. То, что тихая улица Ленина — действительно прекрасный биробиджанский феномен. И сколько о ней ни говори — все мало.

Анна Дубинская


«БШ» благодарит за помощь в создании публикации заведующую отделом истории краеведческого музея Светлану Скворцову. На снимках: Ателье, 1954 год; Наводнение, 1945 год; Площадь Советов, 1970 год; ул. Ленина, 1946 год; ул. Ленина, 1949 год.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *