Наследие выдающегося биробиджанца

Наследие выдающегося биробиджанца

В ЕАО издан сборник материалов, посвящённый творчеству Эммануила Казакевича

В Еврейской автономной области 2013 год объявлен годом выдающегося писателя, поэта, драматурга Эммануила Казакевича, чья творческая биография началась в предвоенные годы в Биробиджане. В начале февраля в области уже прошёл ряд мероприятий, посвящённых 100-летию со дня рождения писателя, дважды лауреата Государственной (исторически — Сталинской) премии в области литературы. Наверняка самым значительным событием этих дней будет представление публике сборника «Эм. Казакевич: по страницам незабытого наследия».

Как родился замысел такой книги, в чём её особенность, мы спросили у редактора сборника профессора Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема Павла Николаевича Толстогузова.

— Павел Николаевич, кому принадлежит идея создания сборника?

tolstog — Идея принадлежит биробиджанскому журналисту и поэту Виктору Антонову. Честно говоря, сначала я отнёсся к этой идее без особого энтузиазма: творчество Казакевича до этого момента не входило в круг моих интересов. Потом всё это приобрело вид университетского мероприятия, посвящённого столетию Эм. Казакевича, я вынужден был подключиться и в итоге увлёкся.

— Какие материалы вошли в сборник? Каковы они по форме?

— В сборнике есть литературоведческие материалы, хотя их немного. Правда, в точном смысле литературоведческими их трудно назвать, поскольку в них отсутствует научный аппарат, а в ряде случаев отсутствует и логика литературоведческого анализа. Это, скорее, такая литературоведческая публицистика.

Кроме этой публицистики, в сборник вошла статья израильского культуролога Шуламит Шалит по незавершённой пьесе Эм. Казакевича «Адмирал Океана» о Христофоре Колумбе. (Она интересна, кроме прочего, одним исследовательским сюжетом: предположительно, Колумб мог быть евреем-выкрестом, и его путешествие в «Индию» в таком случае могло быть как-то связано с изгнанием евреев из Испании в конце XV века.) Есть статья В. Антонова о «Корейской новелле», необычном по основному мотиву стихотворении на идише, вошедшем в первый сборник Эм. Казакевича «Биробиджанстрой» 1932 года. Особым исследовательским качеством отличается работа Б.Котлермана «Казакевич-драматург»: о биробиджанской драматургии Казакевича с библейским подтекстом. Что ещё? Интервью с Б.Котлерманом, прежние, уже забытые юбилейные материалы (статья В. Соломатова к 85-летию Эм. Казакевича 1998 года «Он был, а не казался»), воспоминания младшей дочери писателя Ларисы: фрагмент из её будущей книги, который она любезно разрешила включить в сборник.

Кроме того, сборник содержит публикацию текста «Корейской новеллы» на идише с подстрочником и в нескольких вариантах перевода. Эта необычная «новелла» рассказывает о любви еврейского юноши к корейской девушке и содержит, по мнению Виктора Антонова, ряд ассоциаций с Песней песен.

— В чём новизна сборника?

— Цель передо мной, редактором, состояла в том, чтобы представить читателям Эм. Казакевича именно как биробиджанца. Ведь как профессиональный писатель он начал формироваться именно здесь. Время идёт, от человека часто остаётся только имя (если остаётся). А что за этим именем? Многие даже не читали самое известное его произведение — «Звезда», только фильм смотрели (и, скорее всего, только последнюю экранизацию 2002 года; замечательную киноверсию 1949 года, в которой участвовали Крючков и Меркурьев, уже мало кто знает). Поэтому задача участников сборника и моя собственная — реанимировать в сознании современников как бы «потерянную» в каких-то очень важных параметрах личность Казакевича. Итак, относительная новизна сборника заключается в том, что это первый сборник о Казакевиче, о различных его произведениях, изданный в Биробиджане.

— Кто вам предоставлял материалы для работы?

— Материалы предоставили сотрудники издательского дома «Биробиджан», корреспонденты из-за рубежа, областная научная библиотека им. Шолом-Алейхема, областной краеведческий музей и, кроме того, некоторые открытые источники.

— Когда и где состоится презентация сборника?

— Презентация сборника состоится 20 февраля, накануне дня рождения Казакевича (24 февраля). К сожалению, сроки для подготовки сборника были достаточно напряжёнными. С другой стороны, у нас есть обязательства перед коллегами из научной библиотеки, которые готовят ряд мероприятий к столетию со дня рождения писателя, и мы не можем их подвести.

Прямая речь

toropcev 3На сборник «Казакевич: по страницам незабытого наследия», с электронной версией которого можно ознакомиться на сайте ПГУ имени Шолом-Алейхема, уже поступил первый отзыв. Пришёл он от доцента Литературного института им. Горького, руководителя семинара детской и подростковой литературы, писателя, историка Александра Торопцева.

Поздравляю биробиджанцев, поздравляю от души!

Эммануил Казакевич, как, пожалуй, самая яркая звезда творческого корпуса Еврейской автономной области, да и Советского Союза тех времен, — это совсем уж серьёзный разговор. “Эксперимент ЕАО”, уверен, даст еще очень много мудрых книг. Потому что… Жизнь шарообразная, и все явления в ней шарообразны. Если они — явления. События — векторны, явления — шарообразны. То, что содеяли люди, основавшие Биробиджан и создавшие ЕАО, есть явление в бурной, насыщенной жизни Советского Союза. В центре “Шара ЕАО” сокрыта сама суть этого явления. Туда, в центр шара, в бесконечно малую геометрически, но бесконечно насыщенную энергией жизни субстанцию, тянуло всех, кто почувствовал эту энергию жизни 75 лет назад. Каждый из них своим делом, своей жизнью формировал свой лучик “Шара ЕАО”. Кому-то удавалось создать несколько ярких лучей, таким, например, как Эммануил Казакевич. И любому человеку, залетевшему в центр “Шара ЕАО” после них, очень важно восстановить все лучи. 

Представляете, какой симпатичный многоцветный, бесконечно многогранный получится шар, если он хорошо светится уже сейчас, когда много ещё не известно!

Александр ТОРОПЦЕВ (Москва)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *