Наследники Демосфена

Наследники Демосфена

Анатолия Клименкова

В областном Институте повышения квалификации педагогических работников впервые прошел региональный этап конкурса ораторского мастерства «Что значит для меня единение народа России с народами других государств»

В нём приняли участие учащиеся школ города, Биробиджанского (с. Птичник, с. Валдгейм) и Октябрьского (с. Нагибово) районов. Всего «на область»  вышли шесть учеников с 8-го по 11-й класс. 

Порадовало, что у всех участников контакт с аудиторией, что называется, состоялся — все они уверенно смотрели в зал и умели отвечать на вопросы. Поразило, как уверенно многие юные ораторы держались на публике. Кажется,  в этом им помогло ежегодное участие в игре «Дебаты». 

Темы для своего выступления ораторы  выбирали самые разнообразные: толерантное мышление, диалог культур, национализм и, напротив, мультикультурализм. По словам председателя жюри кандидата филологических наук, доцента ПГУ им. Шолом-Алейхема Лидии Николаевны Капуцыной, «не было ни одного доклада, который бы не коснулся очень острой современной проблемы, они были настолько остры и современны, что даже вступили в некоторый внутренний конфликт: проблема толерантности и проблема усиления ведущей нации, ее культуры».

По итогам конкурса победителем стала Карина Гуляс, учащаяся 10 класса школы с. Птичник. В её докладе жюри понравилось абсолютно все:  «безукоризненная речь, осанка, обращение к аудитории, отсутствие лишней жестикуляции, чем некоторые грешили,  — все было к месту. Но и в содержании выступления тоже все было: сочеталась и большая проблема, и наша область, и опыт школы, и собственный личный опыт. Карина продемонстрировала сочетание всех элементов, которые должны быть в выступлении оратора».

Доклады двух других призеров: Юлии Санаевой (9 класс, школа №11  г. Биробиджана) и Дмитрия Солодухина (8 класс, школа им. И.А. Пришкольника, с. Валдгейм) также полны достоинств.

Своими впечатлениями о конкурсе и подготовке к нему ребята поделились с нашей газетой.

— Свою тему «Диалог культур народов мира» я готовила вместе с учителем, — рассказывает Карина Гуляс. — Мы обработали большой материал, выбирали из трёх тем и остановились всё-таки на этой: она оказалась нам ближе. Мне кажется, что каждый современный человек должен знать историю и культуру своей малой родины. Раньше я участвовала во многих мероприятиях, где нужно уметь держаться и говорить.  А попробовать  себя в конкурсе ораторов решила, чтобы проверить свои возможности.

— Я хотела попробовать себя в качестве оратора, — объясняет свои мотивы Юлия Санаева. —  Мне тема «Толерантное мышление» близка. Я отношусь к другим народам одинаково. Мне кажется, если все люди будут так относиться друг к другу, не будет никаких войн и трагедий на почве национализма. Я не хочу, чтобы люди воевали только потому, что они разные.

Юлия тут же заочно поспорила с одним из ораторов, который высказал мнение, что сегодня Россия не готова к восприятию чужих культур — прежде нужно укреплять свои традиции. 

Очень интересное впечатление произвел Дмитрий Солодухин, самый младший из выступающих, который к тому же стал одним из призеров конкурса: слишком артистичен и лично заинтересован в теме был оратор. Он рассказывал о мультикультурализме как об одном из видов толерантности, смысл которой в требовании параллельного сосуществования культур в целях их взаимного проникновения. По мнению оратора, мультикультурализм может нарушить чистоту культуры отдельной нации. По словам жюри, в таком докладе была опасность: от утверждения чистоты культуры нации до национализма и требований «чистоты расы» совсем не далеко. Необходимо понимать, что диалог культур сохраняется и при доминировании одной из национальных (этнических) групп в государстве.

— Тема мультикультурализма еще недавно гремела во всех новостях, — рассказал журналисту «БЗ» Дмитрий. —  Лидеры Франции и Германии — Николя Саркози и Ангела Меркель — проводили в своих странах политику мультикультурализма и потом поняли, что это полный провал, по словам того же Саркози. Поэтому я хочу, чтобы наша страна сначала укрепляла свои собственные традиции, то есть была готова к проведению политики мультикультурализма. Но на данный момент, я считаю, в нашей стране не стоит проводить эту политику.

Говоря о параллельном сосуществовании культур и народов, Дмитрий сказал, что именно некрасивая решетка спасает цыплят от его ласкового кота Степы. Чувствуется рука наставника, поэтому я обратилась к руководителю — Олегу Борисовичу Лазареву.

— Я предложил ему структуру составления речи, и он по структуре так и шёл. В плане, который я ему набросал, был момент, где нужна опора на личный опыт. Он у меня только спросил, про кого лучше написать — про своего кота или про собаку. Я посоветовал выбрать кота: легче обыграть тему с цыплятами, ну вот и обыграли, но идея его была. Я помог ему только немного точнее сформулировать тему:  добавил по поводу современной России. Тема сложна своей двоякостью, к ней  по-разному можно относиться: и отрицательно, и положительно.

Все знают, что Демосфен был великим оратором, но немногие знают, чего это ему стоило. Наши юные ораторы, постигая ораторское мастерство, сталкиваются со своими трудностями. Юный возраст среди них не значится.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *