Нажми на кнопку, получишь результат?

Нажми на кнопку, получишь результат?

В зависимость от компьютера дети попадают чуть ли не в детском саду

ВОЙНЫ ЗА МОНИТОРЫ

Пара житейских случаев.

Моя соседка рассказала о своей внучке, у которой начались серьезные проблемы с воспитанием ребенка.

Два года молодая мама пробыла в “декрете” с малышом. Потом получилось, что ей срочно пришлось выходить на работу. Работа сложная, постоянные разъезды, командировки. Карапуза Ванюшку оставлять было не с кем, и тогда воспитывать его взялся папа. Опытный программист и системный интернет-администратор, он мог работать за компьютером дома. Что он и делал. А чтобы ребенок был всегда под присмотром, часто брал его во время работы на руки или придвигал детский стульчик к компьютерному столу… Само собой, в свободное время папа сам играл в компьютерные игры: очень любил “стрелялки” и “стратегии”. На опасения занятой мамы отвечал, что дитё еще ничего не понимает и не боится. Ему просто интересно, что там на мониторе мелькает, — это как телевизор, мультик.

Сейчас мальчишке пятый год, и с папой у них из-за компьютера разгорелась настоящая домашняя война. Если не пускают пацанчика за клавиатуру — сразу в крик, обиды. Куча игрушек, подаренных заботливыми бабушками, остается без внимания. Ребенок просто разучился в них играть!

Другая история тоже приключилась в семье, где ребенку много позволяли сидеть за компьютером. Особых изменений из-за этого в поведении   сына-третьеклассника родители не замечали — вел он себя нормально, учился прекрасно, помогал по дому. Даже не капризничал, стараясь лишний раз прорваться к вожделенным играм.

Забеспокоилась мама, когда у сына приключилась неприятность в школе. Набедокурил с одноклассниками, родителей вызвали к директору. После серьезного разговора дома мальчишка сидел пришибленный, растерянный. И вдруг выдал: “И почему в жизни нельзя сохраниться, как в игре? Перезагрузился бы сейчас и уже ничего такого в школе не натворил бы…”

С “МЫШКОЙ” — С ПЕЛЕНОК

— Было время, когда к врачам, детским психологам обращались мамы, чьи дети дни и ночи напролет проводили в салонах компьютерных игр, которых в Биробиджане было много,  — говорит психолог областной детской поликлиники Евгения Безматерных. — Играли в компьютерные “стрелялки-бродилки”, прогуливая учебу, забывая обо всем на свете, даже о еде и сне. Доходило до того, что воровали из дому деньги, чтобы заплатить за очередной час сидения за монитором… Сейчас собственный персональный компьютер почти в каждом третьем доме. И детей-киберманьяков из игровых салонов сменили маньяки домашние, не столь очевидные. И они помолодели! Виртуальный мир стал гораздо доступнее и для малышей.

Все чаще на консультации к школьным, детским психологам приходят родители с детьми девяти-десяти лет, а то и меньше, уже не мыслящими и нескольких часов без общения с компьютером. И все чаще специалисты задают родителям один вопрос: “А вы пробовали найти для своего ребенка достойную альтернативу компьютеру?” В ответ обычно звучит: “Ну да, мы занимаемся с ним: играем, читаем, мастерим вместе что-то”… Но особой уверенности в голосе родителей не звучит…

— Более осторожные родители заранее спрашивают на консультациях: “Хотим купить нашему дошколенку компьютер. Можно ли это сделать?”  — рассказывает Евгения Перфильевна. — Я обычно отвечаю: “Отчего же нельзя? Конечно, можно. Но что вы хотите в результате? И о чем вы больше думаете — о развитии ребенка или о собственном спокойствии?”

Чадо найдет себе развлечение за монитором, не пойдет на улицу, не попадет в плохую компанию. В бесконечных бытовых и рабочих проблемах не надо будет тревожиться, что надо бы уделить ребенку внимание. Он уже в нем не нуждается, затянутый в виртуальный мир…

Но “машины” требует наша современная жизнь. Без знания компьютера уже никуда. Ребенок и в три года вполне может его освоить, но будет на нем только играть. А вот в какие виртуальные игры сейчас предпочитает “рубиться” большинство детворы, рассказывать не надо — “страшилки” и “стрелялки”. Как результат — плохой сон, повышенная агрессивность, тревожность… Сам ребенок на это не обращает особого внимания, до крайности увлеченный игрой, перестающий адекватно воспринимать реальность, не признающий ее. Описанные выше случаи показывают, до чего это может довести.

— Так что родителям нужно решить, насколько любят они своего ребенка, — говорит детский психолог. — И на что они готовы пойти ради него — только на денежные траты, покупая дорогой агрегат в дом и обеспечивая для себя, как они думают, спокойствие, или на каждодневные усилия по воспитанию в ребенке человека и личности?

ЕСЛИ С “ДРУГОМ” БУДУ Я

Еще один парадокс: даже отвлечение от компьютера, упор на учебу не оградят ребенка от общения с электронным “другом”. Скажите, давно ли ваши собственные дети-ученики приносили на уроки свои рефераты или какие-то творческие работы, написанные от руки, оформленные не в “фотошопе”, а карандашами и фломастерами? То есть сделанные своими руками. Сама школа, ее технизация обязывают родителей покупать компьютер. Сейчас даже от младшеклассников требуют, чтобы все было в печатном виде, набранное на компьютере. Не можете пока сами печатать — попросите маму или папу помочь. Родители и сами рады за детей — не надо им мучаться, выводя буквы. А на деле, приучая ребенка к ручному письму, мы тем самым “дисциплинируем мозги”, как сказал кто-то из классиков… О поиске каких-то интересных фактов, событий, дополнительных данных для уроков по бумажным книжкам и пособиям и речи уже нет — все заменил всезнающий Интернет. А в итоге: нет надобности добывать знания своим трудом! А значит, ценность их для ребенка невелика, уважение к ним низкое…

— Замечено, что сейчас в школах младшеклассники элементарно стали хуже писать от руки, чем это было лет пять-шесть назад! — говорит Евгения Безматерных. — У многих пальцы над клавиатурой летают быстрее, чем с ручкой над тетрадным листом. Многие старшеклассники пишут как курица лапой, хотя к тому времени почерк человека обычно вполне уже сформирован. Мелкая моторика не развивается, потому что работает одна простая группа мышц — ответственная за нажимание на кнопки клавиатуры и “клики” мышкой.

А ведь именно уровень развития мелкой моторики влияет на интеллект ребенка, его способность воспринимать окружающий мир. А как он сейчас воспринимается большинством современных детей?

Нет дома компьютера, не знаешь компьютерного сленга, не можешь обсуждать со сверстниками темы игр, Интернета — можешь стать изгоем.

В реальности все очень трудно делать, надо напрягаться, искать, стараться. А в компьютере — взял оружие помощнее, сколотил виртуальную армию, и враги повержены, ты герой. Это ложное чувство достигнутого успеха.

Но оно воспринимается детским умом полно и ярко. А если в игре пошло не так, всегда есть возможность “перезагрузиться” и начать сначала… Вот только в жизни такой кнопочки нет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *