Не одной выгоды ради

Не одной выгоды ради

автора

Никто до Амурзета из Биробиджана стоя больше не ездит

Предупредительные таксисты начинают собирать пассажиров по улицам Амурзета в пять часов утра, подъезжая к дому каждого. Каких-нибудь полчаса — и микроавтобусы уходят в ночь, чтобы к началу рабочего дня доставить в Биробиджан по прямой дороге длиной 212 километров дремлющих в теплом салоне клиентов. Муниципальный автобус отходит от посадочной платформы крохотного автовокзала в районном центре в 6 утра. И его путь до города длиннее почти на сорок километров, потому что проходит по всем селам 229 и 230 маршрутов поочередно через Полевое и Доброе. Понятно, что и к месту назначения он добирается часа на полтора позже, чем частные перевозчики, большинство из которых официально оформлены как предприниматели.

Проезд от Амурзета до Биробиджана на автобусе муниципального унитарного автопредприятия «Октябрьское» стоит 390 рублей, на такси — всего на десять рублей дороже. Конечно, в условиях конкуренции каждый житель Октябрьского района волен выбирать перевозчика сам, но именно она не позволяет сегодня взлететь ценам на этот вид услуг еще выше. И частникам, имеющим более комфортабельные микроавтобусы, приходится считаться с тем, что на рынке они не одни. Желающие как можно быстрее и больше заработать таксисты, среди которых немало и нелегалов, собирают пассажиров на автобусных остановках и на внутрирайонных маршрутах, часто идя впереди рейсовых автобусов, занимаются пассажирскими перевозками внутри сел, отбирая у муниципалов, наверное, немалую часть выручки. Как в таких условиях удается выживать МУАП «Октябрьское»?

По словам его руководителя Александра Васильевича Чалайдюка, при организации пассажирских перевозок действительно приходится не только считать каждую заработанную копейку, но и учитывать интересы местного населения, работая в тесном контакте с администрациями сельских поселений. В расписании движения муниципальных автобусов в рабочие дни, например, поэтому есть дополнительные рейсы в села Екатерино-Никольское и Пузино, откуда многие ездят на работу в Амурзет. Два раза в неделю с начала этого года автобусы ходят в отдаленные Столбовое и Ручейки. Жителей там немного. Перевозки получаются убыточными, но затраты на них предприятию по решению Законодательного Собрания ЕАО дотируются из областного бюджета. По просьбе населения автобус в Ручейки уходит из Амурзета раньше — в обед, а не вечером, как было ранее.

На все автобусы, работающие на пяти внутрирайонных и пригородных маршрутах, установлены видеорегистраторы. Такого рода контроль дисциплинирует участников движения. Никто до Амурзета из Биробиджана стоя больше не ездит. Водитель не может проехать мимо остановки, кондуктор — не взять деньги с пассажиров за проезд. К тому же зарплата кондукторов поставлена в зависимость от собираемой каждым выручки. Недавно во всех автобусах, в том числе и тех, что занимаются перевозкой школьников, появились тахографы с функцией ГЛОНАСС. После открытия единого областного навигационного центра администрация МУАП сможет отслеживать местонахождение каждой машины в любой момент времени — эта работа пока еще не завершена. За перевозку школьников и техническое обслуживание школьных автобусов — здесь есть собственная ремонтная база и лицензии на право проведения таких работ — с автопредприятием рассчитывается отдел образования администрации района.

Сами по себе пассажирские перевозки, требующие постоянных затрат на приобретение ГСМ, запчастей для ремонта, проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей, страхование жизни пассажиров, отопление конторы и гаража, автовокзала, прибыли не приносят. Но за последние два года автопредприятие только один раз поднимало тарифы на перевозку пассажиров на пригородных маршрутах. Два раза они повышались за это время на внутрирайонных. Чтобы удержаться на рынке транспортных услуг, цены на билеты приходится удерживать на одном уровне еще и с учетом невысокой платежеспособности сельского населения.

Два года назад администрация района приняла решение о создании на базе автопредприятия с целью его сохранения еще и собственного дорожного участка и приобрела для него автогрейдер. В прошлом году благодаря доходам, полученным за счет выполнения работ по содержанию и ремонту внутрирайонных дорог, правда, с привлечением техники других предприятий и частных лиц, автохозяйство смогло уже само купить погрузчик. И в 2013 году, снова выиграв такой же конкурс на содержание местных дорог, собирается предложить аналогичные услуги администрации Амурзетского сельского поселения. С одной стороны, тот, кто постоянно ездит между селами, лучше знает, в каких местах трассы больше нуждаются в расчистке или подсыпке. С другой стороны, расширение парка дорожной техники для автомобилистов возможно только при условии постоянного успешного участия на проводимых органами власти конкурсах на содержание и ремонт дорожной сети, а этого сегодня не может гарантировать никто. В первую очередь от снежных заносов расчищаются дороги, по которым в школы доставляют детей и ходят пригородные автобусы. Бывает, что после сильных циклонов на это уходит несколько дней. Еще один источник доходов — содержание арестплощадки для транспорта, задержанного сотрудниками ГАИ. Для обеспечения лучшей сохранности этой техники площадку планируют перенести в глубь производственной территории, огородить и снабдить видеокамерами для постоянного наблюдения.

МУАП «Октябрьское» располагает сегодня всего тринадцатью автобусами «ПАЗ», в том числе пятью – школьными. Три самых новых в «возрасте» до трех лет были приобретены учредителем- администрацией муниципального образования. Но в гараже есть и такие, которые выходят на линию в течение пяти-десяти лет. Парк постоянно нуждается в обновлении, тем более, что большая часть внутрирайонных дорог относится к грунтовым и есть необходимость в увеличении числа маршрутов.

Уезжающий из Амурзета рано утром в областной центр пассажир вечером этого же дня имеет возможность вернуться домой. В общей сложности в пути он проводит от семи до девяти часов, проезжая на такси или автобусе от 420 до 500 километров. Четверть века назад дорога в один конец занимала не меньше семи часов. Сейчас большая часть этой трассы имеет твердое асфальтное покрытие. Благодаря этому районный центр Октябрьского района кажется ближе к Биробиджану. В прежние времена поездка в город занимала не меньше трех дней.

В коллективе автопредприятия — 33 человека. По городским меркам зарплаты невысоки — от девяти до двадцати тысяч рублей плюс обязательный соцпакет. С нового года зарплату собираются увеличить на десять процентов. С кадрами, признается его руководитель, тяжеловато. Ведь далеко не каждого можно посадить за руль автобуса, доверить перевозку детей или ремонт двигателя. Много лет на одном месте трудятся главный бухгалтер Раиса Булава, экономист Татьяна Головкова, водители Михаил Коваленко, Сергей Васин, Григорий Лазарев. На таких добросовестных и ответственных специалистах, как они, здесь все и держится.

— Услуги, оказываемые нами, на сегодняшний день востребованы населением, — говорит Александр Чалайдюк. — К конкуренции привыкли. Главное, что цены на рынке сегодня определяем мы. И в ближайшее время сдавать свои позиции не намерены.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *