«Не солгать, не обмануть, не с пути свернуть…»

«Не солгать, не обмануть, не с пути свернуть…»
Самый родной  «Офицеры» В.Рогового

Рассказывать об этом фильме, кажется, бессмысленно – он у многих в крови. Его каждый год показывают по разным каналам, и снова и снова нельзя оторваться, нельзя сдержать слез, смотря на любимых героев.

Ведь прежде всего это картина о любви, о разных ее ликах: любви к жизни, к женщине, к другу, к Родине… А драматургическая основа – призвание главных героев, оттого получается целая семейная сага, посвященная офицерам. И, наверное, лучше фразы, чем та, что стала истинно народной, придумать нельзя: «Есть такая профессия – Родину защищать…»

Самый лиричный «Машенька» Ю.Райзмана

Удивительно, но кино 1942 года (!) смотрится сейчас совсем не наивно: будничность и простота повествования только покоряют, на кинопленке словно не придуманная жизнь, а зафиксированная автором настоящая. Это проникновенная история о любви нежной девушки Машеньки и легкомысленного молодого человека Алексея, о том, как их на несколько лет разлучила война, и, конечно, о встрече, которая непременно ждет героев. А пока они пишут друг другу письма и понимают, что главное сейчас – Родину защищать. Ведь защищать ее – значит, защищать и друг друга.

Самый легендарный «Третий тайм» Е.Карелова

О том, что послужило основой для фильма, спорят. Одни говорят, что реальный факт – матч между командой немцев и советских военнопленных 22 июня 1942 года. Другие утверждают, что легенда, рожденная фантазией Льва Кассиля и мгновенно распространившаяся. Но, собственно, это совершенно неважно: в искусстве правда художественного образа важнее, чем правда жизни. «Третий тайм» смотришь завороженно, ловишь себя на мысли о том, что хочется вскочить с места, когда команда наших забивает очередной гол. Это рассказ об отчаянном стремлении к свободе, единению и победе, которая может стоить жизни.

Самый неожиданный «Иваново детство» А.Тарковского

Главный приз Венецианского кинофестиваля 1962 года и самый зрительский фильм сложного режиссера Тарковского, самый понятный и оттого любимый разными людьми. Иван – мальчишка, оставшийся сиротой: отец погиб на войне, мать и сестренку на глазах ребенка расстреляли фашисты. Двенадцатилетний, он становится разведчиком, сильным, бесстрашным, способным сделать вещи, неподвластные взрослым. Как трогательно опекают этого храбреца простые вояки и генералы, как снится Ваньке мама, набирающая воду у реки, и дождь, и большой грузовик с яблоками, и особенный свет, какой бывает только в детстве…

Самый эстетский «Последний поезд» А.Германа-младшего

Дебют А.Германа-младшего, снявшего с тех пор несколько картин, получивших фестивальные призы, по сей день остается, пожалуй, лучшим его фильмом. Конечно, он сделан совершенно в духе Германа-старшего — с туманными пейзажами и странными диалогами, но дебютное следование отцовским традициям в режиссуре зрителя тогда скорее подкупало, чем раздражало.

Снежная русская зима и прибывший на фронт немецкий хирург, нелепый и безобидный человек, которому суждено навсегда затеряться среди этих бескрайних снегов. Мучительное кино и по форме, и по содержанию, вязкое, холодное: мучительное для зрителя, мучительное для режиссера – и именно поэтому прекрасное.

Главное, что сумели донести до зрителя режиссеры таких разных фильмов – понимание того, что защищать – это не только мчаться со шпагой за врагом. Простая, понятная и такая необходимая вещь: каждый день защищать своих близких и то, что тебе дорого. Это ведь и есть защита Родины, потому что Родина состоит из нас.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *