Не у Черного моря

Не у Черного моря - Первые переселенцы в ЕАО

Первые переселенцы в ЕАО

ПОЧЕМУ НЕ СОСТОЯЛАСЬ ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМИЯ В КРЫМУ

7 мая 1934 года ВЦИК РСФСР принял постановление о преобразовании района в автономную Еврейскую национальную область. Ей были предоставлены все права, установленные для автономных областей, входящих в состав тогдашней РСФСР. Сегодня Еврейская автономная область в соответствии с Конституцией Российской Федерации является равноправным субъектом Российской Федерации. 

Образование области как государственной единицы имело не только большое экономическое значение для богатого и совершенно неосвоенного края, где были огромные площади лесов, множество полезных ископаемых, вплоть до золота. Главное в том, что в стране решили первостепенную политическую задачу – трудящиеся-евреи получили свой национальный дом. Это преобразование вызвало в мире большой политический резонанс, связанный с важностью события.

…После лишения своей государственности на палестинской обетованной земле трудящиеся-евреи, на протяжении двух тысяч лет гонимые и преследуемые, лишенные элементарных человеческих прав, скитались по всему свету. Вот как отозвался о таком несправедливом отношении к еврейской нации известный философ Н.Бердяев: «С точки зрения обыкновенных исторических объяснений еврейский народ должен был перестать существовать. Ни один народ мира не выдержал бы подобной исторической судьбы». А вот другая, противоположная первой, цитата сановника царской России, главы Святейшего синода Георгия Победоносцева: «Одна треть евреев должна креститься, треть – эмигрировать, одна треть — сдохнуть с голоду». 

В.И.Ленин в своей работе «О праве наций на самоопределение» четко изложил позицию марксистской партии в России – полное равноправие наций. После Октябрьской революции такой подход к решению национального вопроса стал основополагающим в строительстве нового государства. Большевики обратили на него самое пристальное внимание. Они отлично себе представляли, что, не решив его в окружении капиталистического враждебного мира, единственной стране, в которой народ взял власть в свои руки, не выстоять, как это случилось в других странах Западной Европы.

В короткое время ВЦИК СССР принял целый ряд важных постановлений, направленных на полное равноправие всех наций и народностей, взял курс на последовательную ликвидацию не только юридического, но и фактического неравенства народов бывшей царской России. Провозглашалось свободное развитие каждой республики, каждой народности. В советской стране стала решаться наболевшая веками жизненная проблема и трудящихся-евреев. При Народном комиссариате национальностей был основан Еврейский комиссариат — Евком, наделенный большими правами и функциями. Он должен был решать вопросы с поиском свободных земель для расселения евреев из черты оседлости. При поддержке 

ВЦИКа Евком добился выделения земли переселенцам из запасных земельных фондов Украины и Крыма, некогда принадлежавшей помещикам. Первое крупное переселение трудящихся евреев началось в 1923 году в Джанкойский район Крыма. Самое активное переселение пришлось на организацию при Совете национальностей ВЦИКа — Комитета по земельному устройству трудящихся евреев (КОМЗЕТ), который возглавлял Петр Гермогенович Смидович. С 1923 по 1927 годы в северный Крым и на юг Украины КОМЗЕТом было переселено из еврейских местечек около 80 тысяч человек – это почти половина того, что проживает сегодня в ЕАО. В Крыму было создано 2015 населенных пунктов. На местах были организованы отдельные еврейские коллективные хозяйства (колхозы).

В одном из них, разоренных во время Великой Отечественной войны и затем восстановленном, побывал Никита Хрущев. В 50-е годы он был первым лицом в партии и государстве. Никита Сергеевич дал высокую оценку результатам работы в сельскохозяйственном производстве, которых добился еврейский колхоз.

— Нам бы побольше таких колхозов в стране, как ваш, — заявил Первый секретарь ЦК КПСС на прощанье председателю колхоза. – Мы бы досыта накормили народ колбасой…

Труженики коллективного еврейского хозяйства приняли слова руководителя государства как самую высокую награду за свой нелегкий труд на земле. Но так вышло, что по некоторым причинам крымская земля не стала национальным домом для трудящихся-евреев, и еврейский вопрос в 20-е годы прошлого века оставался нерешенным. 

Сегодня известно, что на заседаниях ЦК ВКП(б) в 1927-1928 годах вопрос о переселении трудящихся-евреев не рассматривали. КОМЗЕТ, в свою очередь, подготовил ходатайство Совету Народных Комиссаров СССР, и 28 марта 1928 года оно было удовлетворено. За КОМЗЕТом закрепили около 4,5 млн гектаров земли в Дальневосточном крае. В этот же день и год Президиум ЦИК СССР принял постановление, согласно которому трудящимся-евреям была выделена территория в районе рек Биры и Биджана для земельного устройства. Таким образом, было одобрено массовое переселение евреев именно на Дальний Восток. Один из исследователей вопроса Г.В.Костырченко в своей книге «Тайная политика Сталина. Власть и антисемитизм» утверждает, что автономия евреев в Крыму не состоялась по причине взглядов на проблему сталинского руководства.

В то далекое время многие еврейские местечки были сняты с государственного продовольственного снабжения. Чтобы спасти значительную часть еврейского этноса страны от голодной смерти, КОМЗЕТ и ОЗЕТ искали для евреев новые земли с привычными для людей климатическими условиями. В европейской части России это были Брянская, Смоленская, Псковская области, в Белоруссии – Гомелевская область, за Уралом – Алтай. Поиски земли для еврейских переселенцев, где можно было бы создать государственную территориальную единицу, велись на Черноморском побережье, в Сальском округе Северо-Кавказского края, в степях Северного Казахстана.

Вывод исследователей оказался неутешительным: ни один из районов не подходил по той или иной причине для массового переселения евреев. По результатам анализа общественного мнения главная причина неудачных поисков земли для массового переселения евреев – возможное нежелательное обострение в стране межнациональных отношений…

Безуспешные попытки КОМЗЕТа и ОЗЕТа найти для еврейских переселенцев свободные земли не убавляли энтузиазма все новым и новым исследователям. Снаряжаются очередные научные экспедиции в Приазовскую степь, в Чулимский переселенческий район Сибири, в Бирско-Биджанский район Дальневосточного края. Тремя экспедициями руководил Василий Робертович Вильямс, академик, известный советский ученый-почвовед, разработавший эффективную травопольную систему. Руководителем последней экспедиции стал затем Борис Львович Брук – главный агроном КОМЗЕТа. Брук закончил с золотой медалью гимназию и продолжал учебу в Киевском политехническом институте. В 1926 году агроному Бруку присваивают звание профессора. С образованием Еврейской автономной области он получает должность заместителя директора по научной работе областной сельскохозяйственной опытной станции, что создали около села Бирофельд — первого, организованного здесь переселенческого колхоза. Брук несколько лет успешно преподавал математику в ведущей школе номер один областного центра. Последние годы он работал в Институте земледелия и животноводства в Хабаровске.

Творчество Бориса Львовича Брука – человека, кому Еврейская автономная область обязана своим рождением, составило свыше 100 книг и статей. Экспедиция под руководство Брука в течение короткого времени исследовала большую территорию в географическом плане и по природно-климатическим данным.

В своем отчете о результатах работы экспедиции Брук остановил свой выбор для еврейской автономии именно на приамурской территории Дальнего Востока. Северный Крым, юг Украины и другие западные районы страны, первоначально выбранные для переселения евреев, контрастировали по всем данным с Биро-Биджанским районом. Дальневосточный край времен Брука представлял собой суровую необжитую территорию, условия которой могли не испугать людей только сильных духом и готовых выдержать все испытания. Не скрывал этого в своем отчете и сам Брук, предлагая Биро-Биджанский район для переселения трудящихся-евреев. «Климат здесь непривычный с его муссонными дождями и полчищами кровососущего гнуса, с морозами, доходящими до 50 градусов». 

…Первое упоминание территории, выбранной для заселения евреев, связано с Айгунским договором 1858 года, который «провел» государственную границу России с Китаем в бассейне Среднего Амура по фарватеру реки. Россия стала обладательницей его левобережья. Однако подданные Российской империи не спешили в своей массе селиться в пределах новых территорий. В те годы популярной была песня со словами:

Кто на Амуре не бывал,
Тот и горя не видал,
Кто на Амуре побывает,
Горе всякое узнает.

И все же, чтобы способствовать заселению этого неприветливого края, он объявляется территорией Российского государства, что по закону позволяет властям в принудительном порядке переселять на Амур казаков из Забайкалья. Условия жизни казаков-переселенцев были крайне тяжелыми. Многие из них, особенно дети, гибли от голода и болезней. А те из первопроходцев, кто выжил, стали постепенно адаптироваться к местным условиям и обустраиваться. В конце ХIХ века А.П.Чехов, посетивший наиболее цивилизованные места в долине Амура, свидетельствовал, что лишь половина переселенцев смогла закрепиться здесь. Казаки, имевшие свободу выбора, старались покинуть этот неосвоенный таежный край. 

Второй этап заселения территории будущей автономной области начинается с 1928 года уже трудящимися евреями. Кампания не была до конца продумана в части материальной поддержки переселенцев. Это было время, когда огромная страна, не имея достаточно средств, залечивала раны, нанесенные братоубийственной Гражданской войной. Необходимо было восстанавливать разрушенное, строить заводы и фабрики, ликвидировать в стране безработицу, безграмотность, усиливать обороноспособность страны, в том числе на ее Дальнем Востоке. А денег на всех и вся не хватало. 

Затвердив территорию Биро-Биджанского района для образования Еврейской автономной области, лидеры партии большевиков и, в первую очередь, вождь всех времен и народов, который не особенно благоволил к людям еврейской национальности, не очень-то заботились о лучшем варианте решения еврейского вопроса. На территорию Дальневосточного края ссылали «зеков» по уголовным преступлениям и совершено невиновных, оклеветанных советских людей. Дальневосточная земля, на которой стояли лагеря, была для них наказанием, а для трудящихся-евреев должна была стать национальным домом. 

И она таковым стала. С образованием на Дальнем Востоке ЕАО достигнута главная по важности цель: в Российском государстве был решен еврейский вопрос.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *