Не утопия – реальность

Не утопия – реальность

«Свобода, равенство, братство», «от каждого по способностям, каждому по потребностям» – жизнестойкость этих идей уже больше ста лет доказывают израильтяне в кибуцах, со временем корректируя идею всеобщего равенства

Первоначально под кибуцем понималась сельскохозяйственная коммуна в Израиле, созданная на основе общего имущества, самоуправления, одинаковых условий жизни и работы, разделения продуктов труда поровну между всеми членами. Сегодня же они представляют собой высокоразвитые предприятия в самых разных областях деятельности, обеспечивающие бесплатное здравоохранение, образование и проживание своим жителям, но отличающиеся видами собственности и степенью ортодоксальности.

Первые кибуцы появились в начале XX века на территории Османской империи и Палестины – именно здесь, согласно священным текстам, находилась Земля обетованная. Здесь не было развитого общественного устройства, и можно было создавать уклад с чистого листа. Это привлекало молодежь, пропитанную новыми идеологиями. Она хотела построить государство по собственным принципам – идеалисты из разных стран приезжали сюда при поддержке Всемирной сионистской организации для создания сельскохозяйственных поселений.

 

Алеф – Тав

Первым экспериментальным кибуцем, а точнее квуцем («группа») стало поселение «Дгания» (1909), которое называют «матерью кибуцев». Здесь выращивали злаки – пшеницу, ячмень, овес, кукурузу, сорго – отсюда название, которое на русский можно перевести как «Зерновое» («дган» – злак на иврите).

Условия проживания в кибуцах Израиля в первые годы были тяжелые – в основном они занимали засушливые или болотистые территории дальних и слабо заселенных окраин Османской империи. Людям приходилось жить в палатках или деревянных бараках, питание – скудное, быт не налажен, донимали болезни и враждебное отношение соседей. Через три года кибуцников стало двенадцать (сначала – трое), через семь лет – 40. В 1920 году часть Дгании была выделена под новый кибуц – Дгания Бет, а первый кибуц стали называть Дгания Алеф. Планировалась и Дгания Гимел, и так до конца ивритского алфавита, но не сложилось.

 

Наши двери открыты

Кибуцы стали основой для будущего государства Израиль – они смогли обеспечить его продуктами сельского хозяйства и сыграли большую роль в обороне страны во время войны за независимость. К концу Первой мировой войны количество сельскохозяйственных коммун в Палестине достигло восьми с общим населением в 250-300 человек. Когда в 1920 году в стране установилась власть Британской империи, начался новый этап строительства кибуцев. Активно включались в организацию поселений переселенцы из Польши и России. Общее количество их достигло 176 с населением без малого 50 тысяч человек.

Следующая волна развития кибуцев связана с евреями, которые спасались от нацистских преследований. После сюда стали прибывать репатрианты из Америки, Африки, Азии, а также все, кто смог пережить Холокост в Европе.

Начиная с 1960-х годов в кибуцах родилось еще одно уникальное явление – волонтерство из-за рубежа. В Израиль стали приезжать молодые туристы и энтузиасты, мечтающие познакомиться с кибуцным духом и жизненным устройством. Пожив и поработав несколько месяцев в сообществе, они возвращались домой, становясь послами кибуцной идеологии, а многие оставались здесь жить. Интересно, что в последние годы в кибуцы снова потянулись тысячи добровольцев, причем из таких экзотических стран, как Эквадор, Венесуэла и Южная Корея.

 

Всеобщее счастье

Как была организована жизнь кибуцников можно рассмотреть на примере кибуца Шаар-ха-Голан, одного из немногих, которому удалось сохранить традиционный уклад в современных условиях. Он был основан евреями из Польши и Чехословакии как военный лагерь в 1937 году. Здесь до сих пор никто не получает зарплату, но выдаются некоторые средства на карманные расходы. Работающие содержат стариков, детей, больных и даже бездельников. Для членов коммуны все бесплатно – электричество, прачечная, Интернет, медицинские услуги, при необходимости есть общие машины. Здесь работает общественная столовая, где по расписанию трижды в день накрывается шведский стол, однако по желанию еду можно готовить и дома.

У Шаар-ха-Голана есть завод по производству труб для подогрева полов. 51% акций принадлежит кибуцу – средства распределяются на оплату различных нужд. Остальные распределены между его членами в зависимости от кибуцного стажа. Дивиденды с этих акций в общую кассу не сдаются – их можно потратить на личные нужды. На территории кибуца нет налогов, а потому цены в магазине ниже, чем в городе.

Молодоженам выделяют квартиру в одном из общих домов. Когда старшему в семье исполняется 40 лет, Шаар-ха-Голан строит для них дом. Дети живут с родителями, хотя раньше их воспитывали в специальных детских домах, а с родными они встречались на четыре часа в день. На территории кибуца есть школа, а на высшее образование в вузе Израиля каждому студенту выделяют деньги. Учиться можно и за границей – тогда выплачивается усредненная сумма, а недостающую сумму студент вносит сам. Если выпускник решит после учебы не возвращаться в кибуц, деньги отдавать не надо. Возвращается – ему предоставляют комнату в коммуналке и помогают устроиться на работу.

 

В угоду реалиям

Легко делить все поровну и жить, если делить особо нечего, а потребности скромны. Со временем люди начали оглядываться друг на друга и захотели жить лучше. Многим кибуцам пришлось отказаться от прежних принципов и частично коммерциализироваться, вместо коллективной собственности была введена частная, появилась дифференцированная плата за труд. Хотя частично изначальные принципы и устои пытаются сохранять. По этому же пути пошел, к примеру, кибуц Эйн-Геди, прибыль которому, кроме сельскохозяйственных угодий и ботанического сада, приносят завод минеральных вод, заповедник с водопадами и развалинами древнего храма и спа-центр. Чтобы повысить уровень жизни, кибуц начал выплачивать зарплату – сначала всем одинаковую. Но со временем люди стали сравнивать, кто сколько работает и сколько сдает денег в общую кассу. Принцип равенства дал трещину – в 2001 году зарплата стала дифференцированной, людям разрешили приватизировать дома. Несмотря на все изменения, Эйн-Геди остается кибуцем – все решения принимаются на коллективном собрании, есть система общего хозяйства.

 

Наперекор стереотипам

Разные кибуцы – разные правила. Объединяло их участников одно – вера в новый мир, в строительство новой жизни. На выжженной солнцем пустынной земле, где им приходилось сражаться и с природой, и с бедуинами, их должно было волновать лишь одно – земля и работа. Отвлечь от этого не могла даже религия. Но все же были кибуцы, в которых находили время и на труд, и на молитву. Среди них – Сде-Элияху, основанный в 1938 году. Здесь соблюдаются правила равенства даже в синагоге – под одной крышей молятся две субэтнические группы евреев – ашкеназы и сефарды.  В кибуце считают, что религиозные разногласия можно забыть, если есть общее дело. Таким делом стала работа на местных полях.

Сегодня, кстати, кибуц уже не предполагает обязательного занятия физическим аграрным трудом. Так, например, появляются городские кибуцы. Точнее, первый такой возник еще в 1947 году, но долго продержаться не смог – само это словосочетание казалось тогда оксюмороном. А сегодня в Израиле здравствуют несколько городских кибуцев – в Иерусалиме, Бейт-Шемеше, Акко, Тель-Авиве и Сдерот. Кибуцники такого типа селятся в одном доме или нескольких соседних и соблюдают некоторые принципы кибуцного общежития. У них собственные ясли и детский сад, совместный досуг, общественная казна, система экономической взаимопомощи и т.д.

 

Первый дом

Кибуцы Израиля активно участвуют в государственной программе, которая оказывает помощь прибывающим в страну репатриантам. Все они имеют возможность жить на территории выбранного поселения в течение 6-12 месяцев. Для участников программы предлагается поселение в домах, где есть все необходимое для жизни, а плата за жилье субсидируется государством, обучение в ульпане, экскурсии, лекции, культурные и праздничные мероприятия. Дети устраиваются в сады и школы, где также есть кружки и секции, участие в которых оплачивается кибуцем. В каждом кибуце есть врачи, магазины, столовые, где можно питаться за небольшую цену. Трудоустройство репатрианты осуществляют самостоятельно, но координаторы и работники кибуца оказывают помощь при поиске работы. Многие из репатриантов при согласии кибуцников остаются жить в кибуцах навсегда.

 По материалам сайтов emigranto.ru и www.vokrugsveta.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *