Не все то золото

Не все то золото

«Ветхий Завет — глазами современных художников» — такая уникальная тематическая коллекция хранится в фондах Музея современного искусства ЕАО

Собирать картины на библейскую тематику сотрудники музея начали еще в 1989 году, первыми в России. В настоящий момент здесь 170 картин художников разных национальностей, вероисповедания, из разных регионов страны. В рубрике «Картина мира» «БШ» рассказывает о полотнах из фондов Музея современного искусства и их авторах. Сегодня это работа израильского художника Олега Фирера «Золотой телец».

Олег Фирер родился в 1949 году, в семье студентов-художников. Так что уже в детстве будущий живописец успешно рисовал, лепил из пластилина, да еще и писал стихи. Дорога к профессии была определена с самого начала — Красноярское художественное училище им.В.И.Сурикова, один из лучших художественных вузов в стране. Уже со второго курса Олег Фирер начал участвовать в профессиональных художественных выставках и порой опережал в этом деле даже собственных преподавателей. Вскоре увлекся деревянной скульптурой, а потом театром — рисовал эскизы и делал кукол.

Позже талантливый автор создал в Красноярске общество еврейской культуры «Гаскала», начал печататься в журнале «Советиш Геймланд», стал членом Союза художников и Союза театральных деятелей.

С 1991 года Олег Фирер живет и работает в Израиле, в небольшом городе Офаким на юге страны. На израильской земле большую часть времени он посвящает театральной деятельности — создал собственный «Израильский Еврейский театр», в котором выступает и как автор пьес, и как художник, и как режиссер. Не бросил и скульптурное ремесло: на площади Офакима стоит пятиметровый памятник, созданный Фирером к 60-летнему юбилею победы над фашизмом.

Основная часть произведений художника осталась в музеях и частных коллекциях в России. Несколько сотен произведений — своих и отца, Ильи Фирера, — он передал в дар Музею современного искусства ЕАО, поскольку еще в восьмидесятые годы познакомился и подружился с группой биробиджанских художников «Окно» и будущим директором музея Борисом Косвинцевым.kartina

Картина «Золотой телец» — взгляд Олега Фирера на одну из ветхозаветных притч. Золотой телец — изображение быка, сделанное братом еврейского пророка Моисея Аароном по требованию народа у подножия горы Синай. Во время Исхода, когда Моисей был на горе Синай и Бог передавал ему свои повеления, народ, оставшийся без пророка, стал роптать. Тогда Аарон, чтобы успокоить людей, изготовил объект культа — идола из золотых украшений, собранных у евреев.

«Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось…» (Исх.32:1-4)

Спустившийся по указанию Господа с Синая Моисей впал в гнев, разбил Скрижали Завета, врученные ему на горе, и уничтожил тельца, а божья кара за грех идолослужения пала на весь народ Израиля. Золотой телец в современной культуре стал символом власти, алчности, идолопоклонства.

— К этой теме обращался не только Фирер, но и другие художники, и картины их серьезно отличаются друг от друга, — рассказывает заместитель директора Музея современного искусства ЕАО Елена Гладкая. — Манера письма здесь, конечно, интересная… Но, честно говоря, ответить на вопрос, почему автор маникюрит всем своим персонажам черные ноготочки, я не могу.  Однако на всех его картинах этот элемент присутствует. На этом полотне мы видим Скрижали Завета с надписью на еврейском языке, и они словно парят в воздухе. Такое изображение для автора — символ того, что заветы были даны Богом, и как это произошло, никто не знает, они просто принадлежат небу.


 

О других экземплярах коллекции Музея современного искусства ЕАО читайте в следующих номерах «БШ»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *