Не всё золото, что блестит

Не всё золото, что блестит

Владислава Цапа

Журналист «Биробиджанской звезды» попыталась выяснить, чем Свидетели Иеговы привлекают в свои ряды новых адептов

В дом Натальи — немолодой смуглолицей жительницы Амурзета — меня года два назад привела почти невероятная  история, случившаяся с одним из ее родственников. Когда оказалась внутри,  невольно  попятилась: из всех углов ее квартиры смотрели внимательные кошачьи глаза. Разномастные ухоженные гладкошерстные и пушистые  Мурки и Васьки сидели не только возле печки, но и на всех табуретках и полках на кухне.

— Сколько же их у вас? — спросила у хозяйки.

-Двенадцать, — ответила она. — Почти всех подобрала на улице. Вот кормлю. Покупаю специально в магазинах уцененную  рыбу, разную крупу. Жалко их. Они же не виноваты в том, что их бросили хозяева.

Недавно случайно встретились на улице снова. И выяснилось, что  кошек у дружелюбной, трудолюбивой и хозяйственной Натальи стало еще больше. Самую послед- нюю, шестнадцатую по счету, она подобрала зимой, когда та, обессилев от голода и холода,  буквально  ползла через дорогу. Подумалось, что на столь   доброе отношение к братьям нашим меньшим наверняка способны очень немногие.

Добавлю, что эта женщина с недавних пор на пенсии, но еще полна сил и энергии. О том, что она давно — член местной общины Свидетелей Иеговы, не скрывает. Когда-то она решила искать веру, способную стать опорой в жизни. И нашла ее среди людей, близких по духу. В августе этого года собирается принять участие в конгрессе Свидетелей Иеговы в Хабаровске. Вместе с другими членами своей общины ходит по чужим домам и квартирам, настойчиво приглашая новых людей в местный зал, где проходят службы.

О том, что это религиозное течение запрещено во многих странах мира, для большинства давно не новость. Его журналы «Сторожевая башня» и «Пробудитесь!» в России признаны экстремистской литературой, распространение которой  преследуется по закону. Иеговисты отказываются от военной службы в армии, от участия в политической жизни и переливания крови и ее компонентов. Но все же интересно, чем же привлекают они в свои ряды все новых и новых людей? Понять это можно, оказавшись в их среде.

С Натальей можно без проблем общаться на бытовом уровне. Но ни в коем случае не стоит затрагивать более серьезные темы, потому что любой разговор станет односторонним и сведется к одному – Библии, которая, по ее мнению, знает абсолютно всё и обо всём.

Как становятся свидетелями Иеговы? Собрания членов местной общины проходят в однокомнатной квартире одного из благоустроенных домов  Амурзета. Ее владелец — молодой мужчина – сам свидетель Иеговы — живет в областном центре, разрешая использовать свою собственность в интересах общины, которая оплачивает все коммунальные расходы и поддерживает в ней порядок. За металлической дверью — узкая прихожая с множеством вешалок. В комнате из мебели — кафедра, несколько рядов длинных скамеек со спинками, в углу на тумбочке — небольшой музыкальный центр. Большинство собравшихся на вечерю поминания смерти Иисуса Христа, так официально называется сегодняшнее собрание, — женщины разного возраста. Многие пришли сюда с маленькими детьми или внуками. Самой маленькой Сонечке всего два годика. Мужчин всего несколько человек – большая часть из них приехали в Амурзет из биробиджанской общины. Все люди нарядные, оживленные и  доброжелательно настроенные. На работе, на улице многие из них другие — незаметные, закрытые и будто устремленные в себя. В этих стенах более уверенные и раскрепощенные.

Каждый пришел сюда со своей литературой — песенниками и томиками Священного Писания нового мира, переведенного с английского языка. Оно существенно отличается от того Писания, которым пользуются в Православной церкви. В толстой книге более 1700 страниц. И похоже, что собравшиеся здесь свободно ориентируются в объемном содержимом этого  трактата.

Оратор — немолодой мужчина в  деловом костюме и галстуке, называемый братом Анатолием из Биробиджана,  выглядит примерно так, как школьный учитель или преподаватель вуза. Грамотная речь. Обращение в качестве подтверждения своих слов и выводов к цитатам из разных частей Писания, которые тут же в своих сборниках находят его слушатели. Песни, прославляющие Иегову, поют все вместе под музыкальное сопровождение. Короткие молитвы в произвольной форме на современном русском языке произносит один. Остальные добавляют только одно слово «Аминь», по-видимому. Здесь нет икон и священнослужителей. Никто не ест хлеба и не пьет красного вина, как принято в православии во время причащения. Посуду с ними только передают из рук в руки от одного члена общины к другому как символы веры.

Что касается содержания самой речи, то мне, как человеку, далекому от религии, она показалась больше похожей на  сказку про красивый, справедливый и вечный рай. По словам брата Анатолия, он  ожидает каждого из Свидетелей Иеговы на земле или на небесах, если они будут настойчиво изучать Священное Писание и следовать ему в своей жизни. И что ведь самое  странное: все они в это искренне  верят. И разубеждать их –  напрасный труд. Такое ощущение, что все эти люди подверглись какой-то мощной обработке, после которой они не в состоянии отличить вымысел от реальности.

Сидящий по соседству на скамье мужчина интеллигентного вида, представившийся братом Олегом, на вопрос: «Зачем это Вам нужно?» — ответил, что вера помогла ему наладить отношения в семье и избавиться от вредных привычек. И что ему приятно общаться с людьми, уважающими и поддерживающими друг друга в разных жизненных ситуациях. Другому – брату Константину — по душе больше то, что здесь его всегда готовы выслушать и понять, и чувство общего единства. По-видимому, в этом узком кругу они получают то, чего не хватает в семье и обществе — внимание, общение и моральную поддержку. Для женщин, называемых сестрами и только по имени, независимо от возраста, это, скорей всего, тоже актуально.

Со стороны все выглядит красиво, просто и демократично. Правда, вырваться из «дружеского круга» потом очень сложно. Знаю жителя Амурзета, который вытаскивал из Свидетелей своих жену и дочь несколько лет. Говорит, что это было самой большой бедой для его семьи.

Давно замечено, что в вере, как в посохе, на нелегкой дороге жизни больше всего нуждаются те, кто по складу своего характера не способен самостоятельно справиться со своими  проблемами, в том числе и нравственно-психологическими – одиночеством, потерей смысла жизни, пристрастием к алкоголю или наркотикам, разладом в семье… Действительность становится все сложней. Отношения между людьми — жестче. Даже в городе далеко не каждый пойдет со своими проблемами к профессиональному психологу. Что уж тут говорить о деревне, где их и не было никогда? Да и не принято у нас, как говорится, «выносить сор из избы». Остается религия, куда обращаются все чаще как в последнюю инстанцию в надежде на поддержку, защиту или даже чудо. Но религиозные организации бывают разными. И далеко не всё золото, что блестит.

В нашей области Свидетели Иеговы как религиозная организация зарегистрирована только в Биробиджане, но имеет свои общины и в районах области. По данным управления по внутренней политике правительства, приверженцев этой религии у нас примерно 1300 человек. И это число остается неизменным на протяжении нескольких последних лет. В России иеговистами себя считают примерно 0,2 процента населения. В нашем обществе к ним относятся, мягко говоря, с настороженностью. И для этого есть основания.

В конечном счете в кого и во что верить, каждый решает сам. Думаю, что  самое важное, чтобы этот выбор не калечил здоровье и психику самого верующего, не создавал проблем другим людям.

От изучения Библии под руководством сестры Ольги, буквально излучающей доброжелательность, я отказалась. Но думаю, что если бы на моем месте оказался человек с бедой, ему это сделать было бы намного сложнее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *