Нелёгкая пора легпрома

Нелёгкая пора легпрома

из архива Олега ЧЕРНОМАЗА

Промышленность ЕАО тяжело прошла через ряд кризисов. Но сейчас у неё есть шанс на эксперимент

По результатам анализа, проведённого Минпромторгом РФ в середине прошлого года, лёгкая промышленность признавалась одной из самых перспективных по импортозамещению. Насколько же реально оказались конкуренто-способны трикотажники, швейники и обувщики Дальнего Востока в этот период?

Несмотря на то что Еврейская автономия едва ли не самый маленький регион в России, здесь сохранились относительно крупные предприятия лёгкой промышленности. Они производят  чулочно-носочные изделия, верхний и бельевой трикотаж, одежду для детей, обувь… И все «рыночные» годы здесь умудрялись удерживать свою товарную нишу, в некоторых случаях потихоньку возвращая позиции там, где было уступили дешёвым изделиям из Китая и Турции. 

Рентабельность, конечно, в этих условиях всегда была минимальная. Но резкое падение курса рубля по отношению к основным мировым валютам (в том числе к юаню) позволило ряду экономистов прогнозировать: без дополнительных условий для зарубежных товаров на российской границе фактически установлен «таможенный барьер». А значит, есть шанс на оживление собственной промышленности. В 1998 году куда более худшая ситуация позволила реанимировать отечественный производственный сектор.

Что говорят сегодня представители дальневосточного лег-прома?

— Как чувствует себя наше предприятие? Легче не становится, — рассказывает Елена Самойленко, генеральный директор ОАО «Виктория». — Хотя после подорожания валюты и импортных изделий лёгкой промышленности мы почувствовали, наконец, к себе внимание со стороны крупных торговых сетей нашей области и Хабаровска, до которых не могли достучаться эти годы. Ранее одна из этих сетей размещала заказы на производство чулочно-носочных изделий и белья в Китае. Теперь это стало невыгодно.

80Но появившиеся было надежды не оправдались.  Мы выставили очень хорошее, считаю, предложение со скидкой и  минимальной для нас прибылью, чтобы поддержать производство. Но от наших изделий «сетевики» всё же отказались, заявив, что нашли аналогичные несколько дешевле в европейской части страны…

С резким повышением цен, с падением покупательской способности населения практически у всех предприятий лёгкой промышленности по стране скопился запас продукции, выпущенной из сырья, закупленного по старым ценам. Сейчас «сетевики» активно ищут такие запасы повсюду и скупают. А долгосрочных договоров с крупными предприятиями избегают, всегда надеясь где-то найти партию товара подешевле. 

У биробиджанской «чулочки» тоже такие запасы есть. Но они неминуемо закончатся и у них, и у других отечественных производителей ко второй половине года. А потом пойдёт продукция, выпущенная в новых экономических условиях, и она будет ещё дороже. 

— Продавцам и непосредственным потребителям придётся обратиться к отечественной продукции, но они не смогут выкупать большие её объёмы. Покупательская же способность населения, полагаю, тоже будет падать. А значит, не получится полностью загружать заказами наши предприятия, — высказывает мнение Елена Самойленко. 

С ней трудно не согласиться. Ведь текстильное и швейное производство у нас в значительной доле зависит от импорта – от сырья для пряжи до тканей. Всё чаще на прилавках и в витринах местных магазинов можно увидеть постельное и женское бельё из Беларуси, летние платья – из Кыргызстана, который отнюдь не является ни центром моды, ни крупным производителем даже в рамках СНГ. Биробиджанцам же всё труднее в этих условиях конкурировать и с отечественными производителями из западных и южных регионов страны. При более высоких энерготарифах и транспортных издержках дальневосточная продукция проигрывает по себестоимости. 

Такого же мнения придерживается и коммерческий директор биробиджанской обувной фирмы «Росток» Виталий Маркин.

— Рост тарифов и цен на сырье неблагоприятно сказывается на производстве. Нельзя не сказать и о спаде потребительского спроса из-за низкой покупательной способности многих граждан, — добавляет он. — Соответственно, падают и объемы производства.

По данным Еврстата, ситуация к концу минувшего года в «лёгкой» отрасли сложилась следующая. В производстве чулочно-носочных изделий падение производства составило 31,5 процента, трикотажных изделий — 14,2  процента, обуви — 19 процентов по отношению к предыдущему году.

Выход из ситуации  для дальневосточников может быть в госзаказах. Вспомним решения российского правительства во время кризиса 2009 года по поддержке отечественного автопрома. Они не дали тысячам людей оказаться на улице, это сохранило предприятия и позволило им модернизироваться. Тем временем продолжалась всё большая локализация производства иномарок в России, и сейчас многие немецкие, французские и японские автомобили по факту производятся в России. 

Отечественный легпром можно поддержать, предоставив, например, дальневосточникам госзаказы на пошив специальной обуви для военных, полиции, МЧС. Это требуется не как тотальная и «вечная», а как временная мера, чтобы предприятия не остановились, не разорились, не сворачивали выпуск собственной «гражданской» продукции, не потеряли трудовые кадры, наконец, а  регион «дожил» до тех пор, пока не начнёт сказываться экономический эффект от преимуществ «низкого» рубля. 81Пока в стране не начнётся то самое желанное импортозамещение. Иначе есть опасность вновь, как в 90-е, оказаться в зависимости от азиатских товаров. Уже даже не дешёвых…

Дополнительным условием размещения вышеупомянутых госзаказов может стать, кроме надлежащего качества, и проведение технического перевооружения предприятий по специальным программам, включающим снижение энерго- и материалоёмкости производства, повышающим производительность труда, потребительские качества продукции, уменьшающим требуемое число работников, ибо на Дальнем Востоке и Севере их всё равно не хватает.  

В перспективе такая помощь может продолжаться (постепенно снижаясь) по мере вытеснения отечественной «гражданской» продукцией импортной: сначала с прилавков региона-производителя, затем и соседних регионов, куда местный легпром должен планомерно проникать.

ЕАО – очень подходящая территория для такого эксперимента. Население небольшое, территория компактна и также компактно на ней расположены предприятия лёгкой промышленности. В то же время доля предприятий легпрома относительно велика в местной экономике, и они представлены разнообразными производствами. Все ошибки и достижения здесь на виду, коррективы можно вносить практически в режиме ручного управления, не успевая «наломать дров». Если получится здесь – получится и в других местах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *