Нерешаемых проблем ЖКХ поубавилось

Нерешаемых проблем ЖКХ поубавилось

Фото автора

Такой вывод можно сделать из пресс-конференции  Елены Попович, начальника государственной жилищной инспекции ЕАО

До начала пресс-конференции журналисты получили информацию о том, что государственная жилищная инспекция — это орган исполнительной власти, который  на территории  автономии проводит региональный  жилищный надзор и лицензионный контроль. Инспекции подконтрольны  более 3,4 тысячи многоквартирных домов — около 3,5 миллиона квадратных метров. В прошлом году  сотрудники инспекции в ходе проверок обследовали около 74 процентов жилого фонда области. Выявили 789 нарушений жилищного законодательства, за что привлекли к административной ответственности физических и юридических лиц, оштрафовав их более чем на два миллиона рублей.

— Понимая, что у нас огромный объем полномочий и задач, которые  можно решать, мы составили перечень направлений  работы инспекции. И были поражены! Таких направлений,  где инспекция могла бы помочь гражданам разобраться в тех или иных вопросах, проблемах, оказалось более 50-ти. Их количество  с каждым годом только растет. Потому люди должны знать, чем  мы занимаемся в настоящее время.

С этой целью по предложению Минстроя и ЖКХ Российской Федерации в инспекции создали так называемую «горячую линию». Это не значит, что мы сидим на телефоне и принимаем жалобы. Нет, мы их не принимаем, потому что в соответствии с законом о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей телефонный звонок не является информаций, требующей проверки. Согласно приказу Минстроя и ЖКХ «горячая линия» создана с целью разъяснения гражданам прав и  полномочий жилищной инспекции, ее функций.  Запрашиваемую информацию инспекция предоставляет гражданам  в свое рабочее время, в оперативном порядке  и в рамках своих полномочий. К примеру, это может быть информация о том, чем инспекция занимается, кто управляет тем или иным домом, если пользователь этого не знает, телефоны аварийных, диспетчерских служб, ресурсоснабжающих организаций и так далее. На сайте также есть  информация о проделанной работе надзорного органа. «Ежегодно мы составляем отчет о нашей деятельности и размещаем его  на сайте», — сказала Елена Попович.

По ее словам, основная работа государственной жилищной инспекции – проверки сообщений граждан о недостатках в сфере  жилищно-коммунального хозяйства. В  2016 году в государственную жилищную инспекцию Еврейской автономной области поступило 1111 обращений.  Не все они были изначально отправлены,  как говорится, в нужную организацию, по нужному адресу. Потому 229 обращений жилищная инспекция переадресовала в другие инстанции, которые вправе решать проблемы, обозначенные в сообщениях граждан, по существу.  Фактически жилищная инспекция рассмотрела  за прошлый год 882 обращения и констатировала, что ежегодно количество  их растет примерно на 40 процентов.  Не только жители города Биробиджана, но и районов области звонят, пишут в инспекцию письма с просьбой помочь решить ту или иную задачу, проблему, устранить недостатки, разъяснить права жильцов.

— Мы ведем анализ обращений с 2012 года, когда серьезным образом изменились полномочия органа жилищного надзора. Кроме проверки подвалов, подъездов  добавилось много  других полномочий – и по начислению платы, и  по собранию собственников, и по энергоэффективности, т.е. круг полномочий инспекции существенно расширился. Рассматривая обращение, мы стараемся разъяснить потребителю услуг, как он должен поступить. И это правильно.

Защита прав граждан — основное количество обращений в инспекцию — связана главным образом с деятельностью юридических лиц – управляющих компаний или ресурсо­снабжающих организаций. Реже и меньше  обращаются в инспекцию с вопросами  работы товарищества  собственников жилья (ТСЖ), хотя и от них приходят письма.

Последнее время ( 2015 – 2016 годы) много обращений связано с нарушением порядка начисления платы  за содержание и ремонт жилья, коммунальные услуги.  Проводим проверки, и если выявляем нарушения, то выдаем предписания. Не только у нас в области, но и по всей России выявляются факты, когда управляющие компании неправильно определяют плату за услугу, норматив или тариф. Имеются факты, когда управляющие компании самостоятельно, без согласования с собственниками жилья, устанавливают новый размер платы (более высокий) за содержание и ремонт жилья, полагая, что они имеют право это сделать. И если жилищная инспекция выявляет подобное нарушение даже в одной квартире, то управляющая компания обязана сделать перерасчет платы  за содержание и ремонт жилья по всему многоквартирному дому. По коммунальным услугам, а их пять, в случае нарушения порядка  начисления оплаты перерасчет делается по каждой квартире отдельно с учетом ряда факторов. Например, в 2015 году управляющие компании и ресурсоснабжающие организации области по предписанию государственной жилищной инспекции  ЕАО вынуждены были сделать перерасчет  более чем на 800 тысяч рублей. В 2016 году (по предписаниям, которые выполнены) перерасчет платы сделан более чем на миллион триста тысяч рублей. Суммы внушительные.

У нас была ситуация в 2013 – 2014 годах, когда в Биробиджане дома переходили от «Единого заказчика» в другие управляющие компании, некоторые из них вдруг резко существенно подняли плату за содержание и ремонт жилья. В результате  активности граждан и работы жилищной инспекции перерасчет платы удалось  сделать более чем на четыре миллиона рублей, — сказала Елена Попович.

Сейчас перерасчеты  платы ведут в большей мере именно за коммунальные услуги. И, как правило, жилищной инспекции удается выигрывать суды.  Есть исключение, когда инспекция проиграла суд. Был случай, когда управляющая компания подняла плату за услуги по решению депутатов муниципального образования.

— Но почему возникла такая ситуация? И собственники жилья, и органы жилищного надзора поставлены в такие условия, когда в законе не всегда все написано так, как надо написать. К сожалению, жилищное законодательство настолько  «хрупкое», настолько оно тяжелое для понимания, что не исключает разночтения. Оно «лепится», по-другому трудно сказать.  Мы  оказались в ситуации, когда в кодексе не совсем корректно и нечетко прописаны положения, как может повышаться размер платы в случае, если его устанавливает орган местного самоуправления.

Мы подготовили предложения в  Министерство строительства и ЖКХ о внесении поправок в Жилищный кодекс, чтобы  собственники жилья понимали, где нарушаются их права, а где не нарушаются.

В силу малочисленности инспекторов и большого объема их нелегкой работы  стремимся рассматривать за одну проверку  сразу несколько вопросов. И бизнес мы не «мучаем» проверками, и качество проверок повышается. Так же поступаем и с предписаниями. Если выявляем несколько нарушений однотипных, похожих по срокам устранения недостатков, то мы  включаем  их сразу в одно предписание.

Сегодня управляющие компании стремятся исполнять предписания инспекции, поскольку  введено лицензирование и возросли суммы штрафов для нерадивых. Но есть у нас несколько управляющих компаний, которые не перестают обращаться в суд, где обжалуют каждый протокол, каждое постановление инспектора. И ему помимо того, что необходимо проводить проверки, приходится ходить в суды, чтобы доказывать свою правоту. Найти общий язык с этими управляющими компаниями мы пока не можем. Видимо, хождение по судам им более интересно, чем хождение в подвал дома, где следует  откачать зловонные стоки и отремонтировать систему канализации. Но я думаю, что мы все равно добьемся своего и компании будут оказывать гражданам качественные услуги.

Областная инспекция сегодня активно взаимодействует со структурами муниципального жилищного контроля. В этом году мы поставили себе цель: изучить как, на каком уровне проводится  такой контроль в муниципалитетах, чтобы быть ближе к людям, чтобы не только инспекция занималась  решением проблем граждан. Человеку проще пойти в местную администрацию, обратиться к инспектору. Он придет в дом и проверит обращение гражданина, защитит его права. Собственнику не придется ждать, пока его письмо дойдет до областной инспекции, пока его письмо проверят, а мы в основном не можем приехать в район в тот же или на следующий день с проверкой в силу определенных обстоятельств.

Журналист задал Елене Попович вопрос о штрафах, куда они поступают?

Она ответила, что в соответствии с Бюджетным  кодексом все штрафы, которые налагает орган жилищного надзора, поступают в то муниципальное образование, на территории которого он находится. Конкретно – в бюджет города Биробиджана. Если дела рассматривают мировые судьи, то в бюджет районных администраций. То есть два миллиона штрафов за прошлый год, которые должны быть оплачены, не ушли за пределы области. Срок добровольной оплаты штрафов – до шестидесяти дней. Если в течение этого срока штраф не оплачен, то возбуждается административное дело за неоплату в добровольном порядке, а там – штраф необходимо оплатить в двойном размере. К примеру, если штраф был, скажем, сорок тысяч рублей, то мировой судья накладывает еще сорок тысяч рублей. Предела нет, штраф сразу в двойном размере. Есть денежные средства на счетах, нет таковых, суд поступает по закону. Правда, был один случай, когда судья вынес решение в пользу управляющей компании, мол, на ее счету нет денег. Мы задаем вопрос, а как же она тогда работает? Решение обжаловали, оно было принято в нашу пользу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *