Несостоявшиеся гастроли

Несостоявшиеся гастроли - Даже замечательный балет "Жизель" в постановке якутского театра оперы и балета не смог собрать в Биробиджане аншлаг

Олега Черномаза

Даже замечательный балет "Жизель" в постановке якутского театра оперы и балета не смог собрать в Биробиджане аншлаг

Биробиджанцы всё меньше посещают областную филармонию. Журналист попробовал разобраться в причинах «культурного кризиса»

Не так давно мой коллега решил отправиться на концерт группы Therr Maitz и ее основателя Антона Беляева. Группа эта, знаменитая своеобразным исполнением и смешением в своем творчестве различных современных музыкальных стилей,  довольно известна. Мой коллега как журналист, разбирающийся в музыке, раньше общался с ними. Однако культурного досуга не получилось — концерт оказался снят, исполнители не приехали, филармония была пуста…

С начала года из планов областной филармонии «вылетело» еще несколько исполнителей — концертные агентства решили отменить их выступления в Биробиджане.

Заметно, что в последнее время доверие биробиджанцев к выступлениям приезжих коллективов падает. Многих пугают цены на билеты – не каждый готов выложить 1200-3000 рублей за одно место. А некоторых расстраивает само выступление – к сожалению, его уровень и подача, даже от маститых артистов и коллективов, порой не соответствуют ожиданиям зрителей.

Поэтому проходящие в филармонии выступления артистов нередко проводятся явно не при аншлагах. Зал полупустой, много свободных кресел, а половина тех, кто занял места, пришли на концерт по пригласительным. Это делается для того, чтобы просто была возможность визуально наполнить зал и, видимо, не расстраивать артистов…

Бизнес

— Я представляю частное концертное агентство,  то есть я сама беру на себя обязательства привезти сюда артиста, продать билеты, провести рекламную кампанию, проконтролировать выступление, обеспечить творческому коллективу комфортные условия, — рассказывает представитель одного из концертных агентств. — Когда начинала заниматься этим делом, то думала, что оно будет прибыльное и интересное.  Но увидев изнанку бизнеса, поняла, что это миф. Во-первых, очень трудно заинтересовать артиста выступлением у нас в городе. Во-вторых, прибыли никакой,  порой остаешься им ещё и должен. Например, мой проект, который я привозила в Биробиджан, – концерт Лаймы Вайкуле. Концерт прошел на ура, но не оправдался материально — я ушла в «минус». 

Сейчас я приостановила свою деятельность. Почему так получилось? Вот вам пример. Недавно в областной филармонии было великолепное выступление Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия). Я могу оценить уровень выступления — видела балет, например, в Париже,  в Санкт-Петербурге. У нас тоже все было очень здорово, зрелищно, ярко. Но зрителей было не очень много. Зал был полупустой. С чем связана такая малая посещаемость? Привычка расти духовно и просвещаться есть не у всех, и порой трудно ее привить. Я думаю, в Биробиджане у многих нет должного понимания  музыкальной и театральной культуры. Далеко не каждый привык регулярно ходить в филармонию, чувствовать в этом необходимость. Например, чего требует оперная постановка? Внимательного чтения либретто, самонастроя на восприятие действия. 

Получается, что культура духовного потребления сейчас, как быстрый и не требующий усилий фастфуд, а не изысканное полезное блюдо, для приготовления которого надо постараться. Наставников нет, понимания нет. А ведь ещё недавно была традиция, залы были полными, представления проходили с успехом, никаких отмененных концертов…

Конечно, тут есть и материальный вопрос, стоимость билетов —  не все могут позволить себе, особенно сейчас, отдать больше тысячи рублей, а то и больше за одно место. Порой ценовые требования некоторых исполнителей так высоки, что недоступны для большинства биробиджанцев. Ну а тех людей, которые никогда не отказывают себе в посещении концертов и спектаклей, потому что так привыкли, очень немного. 

Жаль, что театр, сцену, филармонию сейчас стали заменять другие «площадки» – более доступные, не требующие особых расходов и усилий. Телевизор, интернет, гаджеты… – все это отвлечение от истинной культуры, которая возвышает и одухотворяет, делает человека выше и заставляет развиваться.

Статус областной филармонии надо поддерживать, это ведь не просто концертный зал. Поэтому и выступления там должны проходить соответствующего уровня. Я уверена: тут нужна кропотливая совместная работа — постепенно воспитывать потребность в высококультурном досуге. Начинать с себя, со школы, где активнее должна проводиться такая пропагандистская, если хотите, работа; с семьи, где родителям очень важно дать понимание этого своим детям.

Зрители

 — А на кого ходить смотреть в филармонию? – делится мнением биробиджанка Марина Тихонова. – Ведь вкусы у всех разные, не все ходят на всё подряд. Кто-то любит балет, а кто-то – только театр или вовсе выступления юмористов. А захочешь прийти на то, что нравится, – концерт отменили, обидно! Неприятный сюрприз. Немудрено, что посещаемость падает, люди не доверяют, не хотят тратить время, нервы и деньги, чтобы потом расстраиваться и возиться с возвратом билетов… Вот выступление Анны Ардовой, что прошло не так давно в филармонии, мне очень понравилось. 

— Извините, но не при моих доходах ходить на концерты и спектакли, хотя и очень хотелось бы, – говорит Мария Синигина, мать троих детей. — В рекламе так все бывает завлекательно расписано и рассказано — большой коллектив, шикарные декорации, костюмы. Все очень красиво. Но билеты очень дорогие, я совсем не готова выложить большие деньги за это. Не думаю, что и многие другие биробиджанцы себе могут такое позволить. Город у нас маленький, доходы у населения небольшие и значимо не увеличиваются, тогда как цены на билеты растут. 

Действительно, как отмечает статистика, в последние два года в стране население все меньше тратит денег на культурные развлечения. Снизилось число туристических поездок за рубеж, просветительских экскурсионных туров в другие города, упало количество гастрольных туров артистов и исполнителей, которые стали больше предпочитать зарабатывать деньги поближе к центру страны, к столице, чем колеся по городам и весям. Там им привычнее, все известно и более предсказуемо – покупаемость билетов, наполняемость зала, контингент.

Филармония

— К сожалению, так есть сейчас, что многие артисты подняли свои гонорары и согласны работать только с предоплатой. Таким образом, они оказались для нашей филармонии просто недоступны, – рассказывает директор областной филармонии Ирина Хозяйская. –Нам в этом году повезло — летний сезон у нас не совсем «мертвый». Несколько выступлений дал театральный коллектив оперы и балета из Якутии, сейчас на подходе мы ждем ярославский театр с его спектаклями «Тартюф», «Москва-Петушки», «Он не вернулся из боя…». Но пока билеты покупают не очень активно. Например, на «якутской» «Жизели» и детском спектакле «Чиполлино» было всего примерно по 250 человек, это при зале на 600 мест.

Со многими концертными агентствами мы тоже не можем найти общий язык. Ведь они, привозя какой-либо коллектив или исполнителя, арендуют филармонию как концертную площадку – ее оборудование, звук, сцену… Выступления они отменяют, порой не считая нужным даже сообщать нам причину. Не устраивает их количество проданных билетов, рентабельность выступления в Биробиджане, меняются планы тура – остается только гадать.  Так, в Биробиджане не состоялось выступление Анастасии Заворотнюк, Антона Беляева и некоторых других приезжих артистов. Тем самым доверие зрителей снизилось. Сейчас многие такие агентства работают только в концертных залах минимум в тысячу мест, чтобы брать количеством проданных билетов, не повышая на них цены. У нас же зал маленький, и получается, что он маловыгоден – мест немного, соответственно, чтобы отбить свое, приходится увеличивать стоимость билетов. А кому из зрителей такое понравится?

 — А оправдываться и извиняться  перед зрителями за отмененное выступление приходится именно филармонии, — поддерживает разговор заместитель директора областной филармонии Денис Шмыров. —  Не всем ведь объяснишь специфику работы с концертными агентствами. Ведь можно припомнить, что таких случаев срыва концертов в Биробиджане бывало немало – артисты, ездящие с турами по Дальнему Востоку, отказывались от приезда в Биробиджан. Очень неудобно и то, что мы вынуждены работать с концертными агентствами на таких условиях, а организовать свое собственное агентство при филармонии нам не позволяет законодательство.

Чтобы как-то исправить ситуацию, мы сможем привезти классические проекты, скрипачей, солистов филармонии того же Хабаровска, пригласить свои, биробиджанские классические коллективы – но это пользуется малым спросом у населения. Государство поощряет приобщение населения страны к высокой культуре, но поддерживает крайне мало – нет ни финансовых вложений, ни особой пропаганды. Нынешние летние выступления – удача, хороший показатель, важно его не упустить, продолжать в том же духе. Здесь, я считаю, нужно тоже переходить  на некое самообеспечение и «импортозамещение» — культивировать работу своих коллективов. У нас тоже есть что показать горожанам.

 — Мы привыкли к постоянным посетителям филармонии – это все знакомые лица, в основном одни и те же люди, они даже билеты берут на одни и те же места, – продолжает Ирина Хозяйская. —  Они как-то по-своему противостоят кризису, который ударил по всем сферам, в том числе и по нашей, культурно-просветительской. Но их мало…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *