Невский над Бирой

Невский над Бирой - Проект храма

Проект храма

На юго-западной окраине Биробиджана свободный участок земли, примыкающий к улице Шалаева, отведен под строительство православного храма во имя благоверного князя Александра Невского

Срок начала возведения новой церкви пока не назначен, скорее всего, это произойдет в ближайшее время. По сложившейся традиции часть средств на сооружение культового здания внесут местные прихожане в виде пожертвований. При этом не важно, будет это скромная сумма или крупный денежный вклад. 

Церковь Александра Невского станет десятым по счету православным храмом. Все они построены на территории автономии за два последних десятилетия. В их числе – Благовещенский кафедральный собор, ставший архитектурным украшением областного центра. Есть также несколько часовен и женский монастырь в селе Раздольном Биробиджанского района. В Биробиджанской епархии нам сообщили, что церковное строительство в области будет продолжено.

Возведение церквей на территории сегодняшней автономии началось еще в начале 60-х годов XIХ столетия, когда в 1858 году на Среднем Амуре были основаны 18 первых казачьих станиц. К 1918 году было уже более 20 православных храмов. Однако уже к середине 30-х годов в ЕАО не осталось ни одной действующей церкви.

Вот как свидетельствует об этом любопытный документ – докладная записка, направленная облисполкомом ЕАО в Хабаровский крайисполком 10 мая 1936 года.

«По Еврейской автономной области было 26 молитвенных зданий, из них закрыто на 1 января 1936 г. 26. Переоборудовано под культурно-просветительские учреждения – 24, занято под торговое предприятие – 1 и складское помещение – 1.

Зарегистрированных служителей культа разных течений не имеется».

Задача по ликвидации всех зримых признаков православной веры была успешно выполнена. Однако через несколько лет Хабаровскому крайисполкому почему-то вновь понадобился отчет о состоянии бывших культовых зданий ЕАО. В вышестоящий орган был направлен документ такого содержания.

«…Действующих церквей в ЕАО нет, есть недействующие церкви, которые используются на культурно-хозяйственные цели.

В Ленинском районе: в селе Кукелево церковь используется под школу, в Венцелево – под школу.

В Сталинском (ныне Октябрьском – авт.) районе в селе Пузино церковь используется под библиотеку; в Союзном – под избу-читальню; в Столбовом – под избу-читальню; в Екатерино-Никольском – под школу; в Самаре – под библиотеку; в Бирском (ныне Облученском – авт.) районе: в селе Пашково церковь используется под рабочую столовую МТС; в Сторожевом – под погранзаставу; в Башурово – под погранзаставу».

В ходе борьбы с любыми религиями пострадали и другие края и области Дальнего Востока, как и всей России. Однако православные храмы, хоть и в малом числе, в ту пору сохранились, к примеру, на Сахалине и Камчатке, во Владивостоке и Уссурийске, Хабаровске и Благовещенске. И лишь ЕАО была очищена не только от культовых сооружений православия. Здесь же были ликвидированы все другие легальные религиозные общины: иудеев, баптистов, старообрядцев, адвентистов, духоборов.

Цитируемые выше документы взяты из сборника «Религия и власть на Дальнем Востоке» (г. Хабаровск, 2001 г.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *