Ничего еврейского?

Ничего еврейского?

Вы наверняка слышали такие термины, как «еврейская музыка», «еврейская литература». А «еврейская живопись»? Существует ли еврейское изобразительное искусство? Дискуссии на эту тему идут давно

Из истории

Корифеев мировой живописи и скульптуры, евреев по национальности Левитана, Модильяни, Писсаро, Антокольского нельзя назвать еврейскими художниками. Так и работы, «навеянные» Торой и еврейской историей, не являются еврейским искусством. Нельзя же считать еврейским скульптором набожного христианина Микеланджело («Давид», «Моисей»), или еврейским живописцем — Рембранта («Еврейская невеста», «Самсон и Далила», «Жертвоприношение Авраама»).

Если отойти от великих, то в качестве примера можно привести хабаровского художника Александра Лепетухина. Глубоко верующий человек, расписывающий православные храмы, в своем творчестве заметное место отдает еврейской истории и религии — ветхозаветным мотивам.

На взаимоотношения евреев с изобразительным искусством повлияла одна из заповедей Торы, запрещающая создавать изображения человека. Почему же изображения считались запретными? Потому что во всех государствах того времени они не столько несли эстетическую функцию, сколько были объектами поклонения. Так что в иудаизме опасались не самих изображений, а боялись, что они могут стать объектами поклонения. В еврейской истории есть такие примеры.

Когда Моисей поднялся на гору Синай, люди, в отсутствие своего лидера, собрали золото, отлили золотого тельца и начали ему поклоняться. В период эллинизма, когда страной Израиля владели греки и римляне, всюду насаждались изображения правителей и языческих богов. Особо в этом усердствовал царь Антиох IV. Многие израильтяне в тот период (особенно молодежь) приняли греческую культуру. Они давали своим детям греческие имена, приносили жертвы идолам. Появилась угроза самому существованию еврейского народа.

В поселении Модиин солдаты Антиоха установили идола с алтарем и заставили жителей принести жертву. Это событие (рядовое для того времени) стало поводом для крупного восстания, которое вошло в историю под названием восстание Макковеев. В честь победы в этом восстании еврейский народ уже 2150 лет отмечает праздник Хануку.

Археологические раскопки показывают, что до III века нашей эры ни в Израиле, ни в Иудее не делали изображений людей, птиц, животных. Однако в Талмуде сказано: «Идолопоклонство — источник бед». Талмуд выступает не против изобразительного искусства, а против идолопоклонства. Около III века нашей эры еврейские мудрецы ослабили запреты — набирало силу христианство, и языческие рисунки, изваяния богов уже перестали быть объектами поклонения. В связи с этим дается разрешение на создание рисунков.

В Палестине во время раскопок в некоторых синагогах III века были обнаружены мозаичные рисунки, на которых изображены, например, знаки зодиака, сцена жертвоприношения Исаака. При раскопках синагоги античного города Дура-Европос (вблизи современного Калат-эс-Салихия в Сирии) были обнаружены фрески, изображающие Исход, Мордехая и Эстер и еще десятки сцен с большим количеством людей. Кстати, эти фрески похожи на ранне-христианское искусство — та же многофигурность.

Однако в V-VI веках еврейские мудрецы снова ввели запрет на изображение людей. В некоторых синагогах ранние изображения уничтожались.

Со времени Исхода было много запрещающих и разрешающих постановлений. Они менялись в зависимости от опасностей, грозивших иудаизму. В наши дни существует постановление Виленского Гаона. По нему не разрешается делать скульптурные изображения небожителей (ангелов, херувимов). В галахическом кодексе «Шульхан Арух» не допускается трехмерное, т. е. скульптурное изображение человека (возможно поэтому в Израиле скульптура имеет в основном модернистическую направленность).

Кстати, в Музее иудаики при Биробиджанской синагоге раввин Мордехай Шейнер установил манекены, изображающие жениха и невесту под хупой. Этим фигурам он специально нанес небольшие «увечья». В религиозных кварталах Израиля в витринах магазинов выставлены манекены, например, без рук. Такие манекены уже не соответствуют полному изображению человека.

Ограничивали развитие художественного творчества не только еврейские законы, но и весь уклад еврейской жизни, отчуждение от окружающего мира, нищета, погромы. Весь творческий потенциал ушел на создание комментариев к Торе, которые сами часто являются высокой поэзией. Талант мастеров был направлен на украшение синагог и создание предметов иудаики — то есть изделий декоративно-прикладного направления, предназначенных для исполнения заповедей.

Еврейские художники России

Из еврейского изобразительного искусства в России сначала появилась скульптура. Изображениями животных стали украшать еврейские надгробия. Это были не просто украшения, а определенный язык. Например, изображение зайца относилось к богобоязненному человеку, аист означал праведника, а двуглавый орел не был признаком любви к государственной власти, а изображал справедливый суд и милосердие.

Профессиональные художники в академическом понимании вышли из еврейской среды только в конце позапрошлого века. Скорее всего этому дало толчок создание товарищества художников-передвижников. Его целью было знакомство жителей провинции с русским искусством. Впервые художники массово обратились к отображению всех сторон народной жизни.

В эти годы в Императорскую Петербургскую Академию художеств стали поступать еврейские юноши. Всем этим забитым, голодным детям гетто тяжело приходилось в атмосфере оголтелого антисемитизма 1880-х годов, в обстановке погромов, выселений, открытой травли  как со стороны части учащихся, так и со стороны академического начальства и профессуры.

Первым евреем-живописцем, получившим звание академика, стал Исаак Аскназий. Он родился в семье купца второй гильдии. Отец выбор сына стать художником, разумеется, не одобрил, но в 1874 году, после того как Исаак два года проучился вольнослушателем в Академии художеств, подал прошение об увольнении сына из полоцкого еврейского общества. Это было необходимо ему для беспрепятственного проживания в столице.

За картину «Авраам изгоняет Агарь» художник получил малую золотую медаль, за «Блудницу перед Христом» — большую. Известность ему принесла работа «Палач с головой Иоанна Крестителя». Подходящие темы для еврейского юноши? Впоследствии, став академиком, Аскназий всю жизнь обращался к изображению сцен еврейской жизни, отображал еврейский быт, типы лиц своего народа. Примеры его работ: «Жених талмудист», «Канун субботы», «Еврейская свадьба», «Старик еврей» и так далее. Писал он еврейские по сюжету картины, используя приемы русской академической живописи.

Вторым евреем-академиком живописи стал Моисей Маймон. Поступил он в академию в 1880 году. За свою картину «Марраны» Маймон был избран академиком портретной и исторической живописи. Эта работа имела большой резонанс в обществе. Когда академия постановила приобрести полотно для музея Александра III (ныне Русский музей), группа профессоров и чиновников выступила против «антихристианской» картины. «Кучка преступников-марранов втайне празднует свою ветхозаветную Пасху, обманывая церковь».., — писали «Московские ведомости».

Эта картина совершила прорыв в смысле отношения евреев к изображению. Сделанная с «Марранов» гравюра широко распространилась в еврейской среде черты оседлости.

Любопытный факт. При работе над «Марранами» художнику не удавался образ главного героя-старика-еврея. Однажды Маймона познакомили с генералом по фамилии Арнольди. Седой, огромный, широкоплечий — именно такой образ нужен был для картины. К удивлению художника, генерал согласился  позировать. Когда на пятый день работы образ старого маррана был закончен, генерал посмотрел на картину и сказал: «А знаете ли вы, молодой человек, почему я так старательно вам позировал? Потому что… я сам из евреев. Меня мальчиком похитили из родительского дома и насильно крестили… Вы угадали во мне еврейскую душу, которую я ношу уже восьмой десяток, хотя вместе с крестом на шее…»

Но самую заметную роль среди художников-евреев сыграл Исаак Левитан. Его дед был раввином, отец учился на раввина. Семья была очень образованная, но бедная. Переехав в Москву, отец преподавал иностранные языки, этим зарабатывал на жизнь и учебу детям. Исаак в 13-летнем возрасте поступил в училище живописи, ваяния и зодчества. Вопреки всем невзгодам (родители вскоре умерли), Левитан успешно закончил училище и стал известным русским пейзажистом. Самым русским пейзажистом! Никто и никогда не смог выразить душу русской природы, как это сделал еврей Левитан. Только в его работах так мощно выражена щемящая до слез любовь к Родине, что зрители зачастую плачут, глядя на его шедевры.

Марк Антокольский — первый скульптор-еврей, завоевавший мировую славу. Первыми работами Антокольского были барельефы «Еврей-портной», «Еврей-скупой» — знакомые ему с детства образы. Но признание скульптору принесли работы «Иван Грозный», «Ермак», «Нестор-летописец» и другие, а также памятники российским императорам. Кстати, всю жизнь Марк Антокольский оставался верующим евреем.

Конец ХIХ века дал миру много выдающихся художников, вышедших из еврейской среды, однако их творчество напрямую не всегда было связано с еврейской традицией. И все же работы на еврейскую тематику имели свои отличительные особенности. Сам еврейский быт еще отличался от нееврейского и был хорошо узнаваем.

После революции, с упразднением черты оседлости, еврейский быт все сильнее терял свои внешние отличительные черты. Тогда и стало создаваться еврейское изобразительное искусство. Художники-евреи объединялись в творческие союзы, такие как «Еврейское общество поощрения художеств» (Альтман, Лисин, Эпштейн), «Культур-лигэ» (Рыбак, Лисин).

Если художников, о которых было сказано выше, отличал академический подход к живописи и ваянию, то художники послереволюционного периода тяготели к авангарду.

Стоит обратить внимание на выдающегося художника того времени Натана Альтмана — авангардиста, театрального художника. Увлекался левыми течениями в искусстве (в частности, кубизмом) скульптор Иосиф Чайков.  Художник Лазарь Лисин вместе с Малевичем разрабатывал основы супрематизма.

Устраивались этнографические экспедиции по местечкам и синагогам, в которых  принимали участие Лисицкий, Юдовин, Чайков.

Еврейские художники в атеистическом государстве не могли, разумеется, показать отношение евреев к религии, поэтому отображали быт еврейской бедноты до революции, делали иллюстрации к произведениям еврейских писателей, составляли национальный декор, разрабатывали театральные костюмы и декорации…

Говорить о еврейском изобразительном искусстве невозможно, не упомянув имя Марка Шагала. Признание пришло к нему в 1910-е годы, широчайшая известность — в 1920-1930-е годы, мировая слава — в 1950-1960-е  и уже не оставляла его до конца жизни.

Наиболее «еврейской» была Витебская серия его работ (около 60 произведений). В 1919 году на выставке были представлены его самые известные у нас работы «Над городом», «Прогулка», «Венчание» и другие. В 50-летнем возрасте Марк Шагал принимает французское гражданство ( 1937 г.).

«Меня считают «интернациональным».., но я себя считаю русским художником», — писал Шагал. Третьяковской галерее он подарил серию из 96 гравюр со словами: «… Со всей моей любовью русского художника к своей Родине». Так что же — Шагал считал себя русским художником? Наверное, самое точное определение своему творчеству дает он сам: «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я бы не был художником или был бы совсем другим художником».

Закончилось еврейское изобразительное искусство в СССР с началом борьбы с космополитизмом и разгромом Еврейского антифашистского комитета в 1948 году. Даже в Биробиджане были закрыты художественные мастерские, а ведь там рисовали портреты руководителей страны и классиков марксизма-ленинизма — ничего еврейского.kartina-2

Директор Биробиджанского музея современного искусства Борис Косвинцев показывал мне как-то рисунки художника О.Фирера, которые были сняты с выставки в его родном городе за то, что на них были изображены синагоги, шестиконечные звезды…

С началом перестройки опять появились еврейские художники. Среди самых известных ныне имен можно назвать Гришу Брускина, Владимира Любарова, Елену Флерову. Эти художники досконально знают культуру, быт, религиозные обряды своего народа и создают действительно замечательные полотна. А художников, которые обращаются в своем творчестве к Танаху (Ветхому Завету), сейчас тысячи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *