Новоселье по всем правилам

Новоселье по всем правилам

Фото из открытых источников

После долгих лет изгнаний евреи особенно трепетно относятся к своему собственному «углу».

«Каждый в доме своем» написано в священных книгах, как намек на особую связь с местом, уходящую корнями к истокам образования еврейской цивилизации. Чтобы подготовить новый дом для принятия благословения свыше, каждый еврей обязан соблюсти ряд обычаев

  1. Прикрепление мезузы

В Израиле переезд начинают, прибивая к дверным косякам мезузу – свитки пергамента со словами молитвы, спрятанные в защитные футляры. Считается, что этот еврейский оберег защищает и освящает жилище. Первым делом, разумеется, надо проверить все имеющиеся в наличии мезузы, и если есть необходимость – прикрепить недостающие. Мезузы должны быть на всех косяках дверей (кроме туалета и ванной). Место их расположения тоже важно – находиться они должны в верхней части косяка двери. Если дверь открывается во внутрь комнаты, то мезуза крепится с правой стороны от входящего, а если наружу, то с правой стороны от выходящего из комнаты. Сторона, в которую открывается дверь, имеет значение только во внутренних комнатах, на наружную дверь мезуза всегда крепится на правую сторону от входящего в квартиру.

Кстати, за пределами Израиля обязанность исполнения этой заповеди ложится на еврея лишь после того, как он проживет в квартире 30 дней. А если дом продан или сдан внаем другому еврею, мезузы снимать не следует.

  1. Хлеб, соль и книги

Про мир сказано, что он держится на трех вещах – Тора, молитва и благотворительность. Новый дом – это тоже небольшой мир, поэтому еще до заселения в него надо принести ряд вещей: хлеб, соль, святые книги (молитвенник, Пятикнижие, Псалмы, книгу «Тания»), а также копилку для благотворительности. Для древних иудеев, равно как и для современных евреев, соль была и остается символом непреложности Завета Б-га с Израилем. Хлеб – символ дара Божьего, и опускание хлеба в соль означает его подтверждение и сохранение.

 Книги обычно хранятся на почетном месте в главном помещении, то есть в гостиной. Скульптуры считаются излишеством, а из картин допускаются лишь пейзажи и натюрморты. На стены прикрепляются коробочки для пожертвований «цдока» – туда опускают деньги члены семьи, потом копилку относят в общину.

Над входом в дом или напротив него принято оставлять небольшой фрагмент незаштукатуренной и неокрашенной стены – в память о разрушенном Иерусалимском храме.

И, конечно же, какой еврейский дом обойдется без подсвечников – им уделяется особое внимание. Согласно традиции, каждая женщина должна в пятницу вечером зажигать свечи в честь Шаббата, приводя свет в мир.

Один из обычаев заключается в том, чтобы маленькие дети поучили в новом жилище еврейский алфавит и стихи из Торы. Детей, кстати, принято пускать в новый дом первыми.

 3. Время вселения

Время для вселения в новый дом надо тоже выбрать подходящее. По возможности следует постараться, чтобы новоселье не выпадало в период между праздниками Песах и Шавуот, а также в такие месяцы, как Тамуз и Ав. Наилучшим для этого днем недели считается вторник. Хотя вселяться в новое жилище в другие дни не запрещается, лучше все же исключить понедельник, среду и, разумеется, субботу.

 4. Ханукат а-байт

Еврейская традиция рекомендует, переселившись в новый дом или квартиру, устроить церемонию ханукат а-байт – небольшую, очень скромную трапезу в окружении друзей. Суть обычая заключается в том, чтобы придать месту проживания дополнительную духовность. Считается, что посредством новоселья духовное устройство дома полностью меняется. Праздничное застолье с близкими друзьями превращает его в место, притягивающее благословение, радость, положительную энергию.

И хотя установленного и принятого всеми порядка проведения такой церемонии не существует, есть несколько важных  составляющих обычая ханукат а-байт.  В первую очередь – это миньян, участие в новоселье не менее десяти взрослых евреев, для которых духовность – не абстрактная теория, а практическая цель и стремление. Во время трапезы хозяин дома или кто-то из гостей, уважаемый и знающий человек, должен прочесть и самое главное – разъяснить и прокомментировать ту или иную главу Мишны (центральная часть Устной Торы), а также – несколько глав из книги Теилим, добавить к сказанному добрые пожелания семье, которая поселилась в новом доме.

Главное, чтобы все, что произносят на церемонии ханукат а-байт, было возвышенным, интересным и пробуждало в слушателях стремление к духовному росту. Не рекомендуется превращать церемонию в лишенные возвышенного содержания «посиделки». И уж совсем не годится – выставлять при этом гостям много еды и алкогольных напитков. Употребление небольшого количества алкоголя на ханукат а-байт не запрещается.

Для чего нам служит постоянное жилище? Каким духовным содержанием мы хотим его наполнять? Эти и другие вопросы обязательно встают перед иудейскими новоселами, для которых духовность места своего проживания – далеко не пустой звук. «Мой дом – мой храм», – говорят евреи. Считается, что наличие всех мезуз и проведение церемонии ханукат а-байт приравнивает жилище к маленькому храму, находящемуся под защитой Вс-вышнего.

По материалам сайта  www.moshiach.ru и www.evrey.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *