Нужные вещи

Нужные вещи

НВ – их наличие воспринимается как должное, но даже временное  их отсутствие создает существенные  бытовые проблемы

Менора –  один из наиболее древних символов иудаизма. Согласно Торе, предписание об изготовлении меноры, а также ее описание Всевышний передал Моисею на горе Синай: «И сделай светильник из золота чистого; чеканный да сделан будет светильник; бедро его и стебель его, чашечки его, завязи его и цветы его должны быть из него…». Однако предание гласит, что изготовить предмет культа Всевышнему пришлось самому, поскольку Моисей, несмотря на подробнейшие указания, с задачей не справился… 

Менора олицетворяет древо жизни, семь планет, известных древним астрологам, и семь дней Творения. 

Часто менору сравнивают с перевернутым древом жизни, укоренившимся на небесах. Полагают, что форма меноры была навеяна растением, называемым «мория». 

Легендарная менора имела треножное основание, но Талмуд запрещает ее копировать во всех подробностях. После разрушения Иерусалимского Храма она исчезла, и с тех пор в ритуале используются ее приблизительные копии, стоящие на круглых или шестиугольных подставках. 

После разрушения Второго Храма менора стала символом выживания и преемственности традиций еврейской нации. 

В античные времена менора часто изображалась на мозаиках и фресках синагог, на могилах, сосудах, лампах, амулетах, печатях и перстнях.

Древнейшие изображения еврейской меноры имеются на монетах Матитьягу (Антигона II) последнего царя Иудеи из династии Хасмонеев (37 г. до н. э.), на фрагменте штукатурки, обнаруженном при раскопках Верхнего города Иерусалима времен Ирода I 

(37–4 гг. до н. э.), на солнечных часах из раскопок у Храмовой горы (начало I в. н. э.). В Средние века менора становится популярным мотивом книжных иллюстраций и обложек. 

Ханукальная менора с девятью рожками внешне напоминает храмовую, но имеет другое происхождение. Восемь рожков подсвечника символизируют чудо, произошедшее во времена Иуды Маккавея, когда дневного запаса священного масла, найденного в оскверненном храме, хватило на восемь дней непрерывного горения. Девятый огонек служит для зажигания восьми остальных. В старину ханукальная менора висела слева от входной двери, напротив мезузы, как знак публичного свидетельства о чуде. Когда же такие свидетельства стали небезопасными, иудейский закон предписал зажигать менору только внутри помещения. 

В настоящее время изображение меноры является наиболее распространенным еврейским национальным и религиозным символом, важным элементом синагогального искусства: ее можно увидеть на витражах, ковчегах и футлярах для Торы, а также в качестве архитектурной детали.

Когда лидеры воссозданного государства Израиль разрабатывали и принимали официальный герб, они искали древний и в то же время достоверно отражающий принадлежность к еврейству символ. Выбор естественным образом пал на менору, которая и стала основным элементом государственного герба Израиля.

Изображение меноры является также частью настенной мозаики в здании Кнессета, выполненной Марком Шагалом.

Бронзовая декоративная менора работы английского скульптора Бенно Элкана, подаренная в 1956 году парламентом Великобритании, установлена в парке напротив Кнессета. Изваяние украшают 29 литых барельефов со сценами из истории еврейского народа. На постаменте выгравировано: «Менора –  это символ света, веры и надежды, который вел еврейский народ в течение четырех тысяч лет через страдания…». 

Количество цветных полос на флаге ЕАО соответствует количеству цветов радуги и свечей в меноре. В данном случае подчеркивается еще и связь меноры как иудейского символа с радугой как символом Завета Бога с Ноем — отцом всех народов.

Стилизованная менора встречает гостей Биробиджана на привокзальной площади. Также образ меноры стал одним из главных элементов символики Международного фестиваля еврейской культуры и искусства, традиционно проводимого в ЕАО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *