О чем писали женщины в стихах

О чем писали женщины в стихах - Л. Капуцына с портретом Юлии Жадовской

Фото автора

Л. Капуцына с портретом Юлии Жадовской

Сегодняшний выпуск «Литературной среды» выходит под одной общей рубрикой и посвящен  клубам Биробиджана, созданным в библиотеках города

Любовь, чаще всего не очень счастливая, и семейные отношения были главными темами  в творчестве российских поэтесс разных веков

Первая весенняя встреча в литературном клубе «Живая книга» при Областной универсальной научной библиотеке им. Шолом-Алейхема дохнула предстоящим праздником – Международным женским днем. А началась она с музыки – ансамбль гитаристов  под руководством Артура Вытягова устроил для членов и гостей  клуба настоящий джазовый марафон.

От джаза плавно перешли к поэзии. Руководитель клуба Алла Акименко, загадочно улыбнувшись, сказала, что сейчас познакомит присутствующих с интересной находкой, обнаруженной в библиотечном архиве. Это дневник клуба «Поэзия», который существовал при библиотеке в 1960-х годах.

– Участниками клуба были в основном молодые поэты Виктор Соломатов, Леонид Школьник, Анатолий Кобенков, Ольга Ермолаева, Александра Цыбанева… Руководила клубом  заведующая читальным залом библиотеки Юлия Коляпкина, которую помнят читатели старшего поколения, – рассказала Алла Акименко и прочла несколько стихотворений поэтов-шестидесятников, написанных в духе того времени.

А время то было интересное – «хрущевская оттепель» породила бурный поэтический всплеск, стихами были наполнены страницы газет, а встречи с поэтами собирали толпы поклонников.

Подробнее о клубе поэтов-шестидесятников Биробиджана мы еще расскажем в нашей «Литературной среде», а пока перенесемся назад на несколько веков, чтобы узнать, откуда на Руси начиналась  женская поэзия, кто из женщин-стихотворцев оставил свой заметный след в литературе.

Увлекательный экскурс в историю женского поэтического  творчества провела ученый-филолог, она же поэт Лидия Капуцына:

– О чем писали в своих стихах мужчины несколько веков назад? Были стихи солдатские, тюремные, а вот первая любовная лирика появилась благодаря женщинам. Причем любовь в женской поэзии была либо несчастной, либо неразделенной – счастливая любовь  стихов, как известно, не знает. Первой женщиной-поэтом в России считается Ефимия Смоленская, в  восемнадцатом веке заявили о себе Екатерина Сумарокова – дочь известного поэта Александра Сумарокова, в девятнадцатом – Анна Бунина, Евдокия Растопчина, Юлия Жадовская, Каролина Павлова. Стихи Юлии Жадовской входили в хрестоматии, а положенные на музыку, становились  романсами. Каролину Павлову открыли как поэта уже после ее смерти, ее стихи удивительно схожи с поэзией Марины Цветаевой, их часто печатали вместе. В начале двадцатого века звездочкой сверкнула Эдит Седергран. Она, шведка по происхождению, родилась и жила в Петербурге, но писала на родном шведском языке. Ее стихи великолепно перевел поэт Михаил Дудин. Эдит прожила всего тридцать лет, умерла от туберкулеза. Кстати, короткой была жизнь и многих других поэтесс.

Трагической была судьба поэтессы Елены Ширман. Она, еврейка, родилась на Украине, а писала на русском языке. В 1942 году фашисты заставили ее вырыть себе могилу и расстреляли. Было Елене Ширман всего 34 года.

Голосом блокадного Ленинграда называли Ольгу Берггольц. В двадцатом веке творили Вероника Тушнова, Мария Петровых, Юнна Мориц, Лариса Миллер, Зинаида Миркина, Ларисса Андерсен. Это была интеллигентная, умная, глубокая поэзия. Я уже не говорю об Анне Ахматовой, Марине Цветаевой и других поэтах-женщинах, ставших классиками русской литературы.

Лидия Капуцына дополнила свой рассказ стихами женщин-поэтов. В начале ХХ века Эдит Седергран писала:

 

Я не могу без действия прожить,

И я умру, прикованная к лире.

Ах, если бы она была прекрасней

Всех лир на свете, я бы заплатила

Ей верностью пылающей души.

 

В 1941 году ответом на знаменитое стихотворение Симонова «Жди меня» стал менее известный, но не менее талантливый  поэтический ответ Елены Ширман  под названием «Возвращение»:

 

Это будет, я знаю…

Нескоро, быть может, –

Ты войдешь бородатый, сутулый, иной.

Твои добрые губы станут суше и строже,

Опаленные временем и войной…

Непривычной рукою

по щеке проведешь,

Я ослепну от слез,

от ресниц и от счастья.

Это будет нескоро.

Но ты придешь.

 

Через год поэтесса погибла.

Еще одна женская судьба стала темой клубной встречи. Биробиджанский поэт и композитор Наум Ливант написал в память о трагически погибшей докторе Лизе трогательную песню и впервые исполнил ее. Песня была дополнена видеорядом, который смотрелся на одном дыхании.

Поздравили в этот день с прошедшим днем рождения члена клуба Елену Ким, обладательницу прекрасного голоса, талантливую исполнительницу на гитаре. А певица Любовь Смирнова посвятила женщинам две свои песни.

 

Следующую встречу решили посвятить Международному дню поэзии,

который будет отмечаться 21 марта.

 

 О любви и не только

говорили и пели на заседании клуба «Грани» его участники и гости

Напомним, что клуб «Грани» существует при Центральной городской библиотеке, которая находится в самом многолюдном микрорайоне города – имени Бумагина.

Руководит клубом Елена Гаврилюк. Каждое последнее воскресенье месяца в уютных библиотечных стенах собираются поэты, музыканты, представители творческой и не только творческой интеллигенции – вход не заказан никому. Здесь открывают таланты, слушают хорошую музыку, читают стихи, просто общаются за чашкой чая.

Последнее февральское воскресенье было посвящено любви. Открылся вечер ретро-концертом, в котором прозвучали знаменитые песни – хиты 1960 – 1970-х годов. Как высказалась ведущая, эти песни проверены временем, а потому не стареют. Исполнили их Елена Ким, Сергей Полюх, Валентина Чечик, Дарья Играшкина, Андрей Домашенкин (на снимке внизу). Участники встречи дружно подхватывали знакомые с детства мелодии:

 

А за окном то дождь, то снег

И спать пора, и никак не уснуть.

Все тот же звон, все тот же смех,

И лишь тебя не хватает чуть-чуть…

Или:

Мишка, Мишка, где твоя улыбка,

Полная задора и огня.

Самая нелепая ошибка,

То, что ты уходишь от меня.

Вторая половина встречи называлась «Свободный микрофон» – все желающие могли прочесть и собственные стихи, и стихи любимых поэтов – о любви и не только. В этом импровизированном поэтическом марафоне пожелали участвовать почти все. Виталий Бурик, Лидия Капуцына, Марина Казакова прочли свои собственные стихи, Ада Котова – стихи своей дочери Елены, Валентина Мудрик – стихи Ларисы Рубальской, Дарья Русакова  напомнила есенинские строки о любви… Каждый участник рассказал, почему он выбрал то или иное стихотворение, напомнил историю его создания.

А потом за чашкой чая члены клуба обменивались впечатлениями и договорились, что разговор о поэзии продолжится на мартовском заседании. Ведь не зря весну называют самым поэтическим временем года.

 

«Фрайнд» собирает друзей

В этом году в Центре детской и юношеской книги появился клуб под таким названием, объединивший любителей еврейской  культуры и еврейских традиций

Хотя сюда могут приходить и взрослые, рассчитан  клуб в основном на детскую аудиторию. А самые активные участники – учащиеся школы-лицея №23.

Первую встречу в январе посвятили еврейским сказкам – их не только читали и комментировали, но и представляли в виде театральных сценок.

Темой второй встречи стало творчество известного еврейского поэта Овсея (Шике) Дриза, автора многих детских книг. Ведущий библиограф Центра и руководитель клуба Ольга Матияш в увлекательной форме рассказала о жизни и творчестве поэта, который мечтал с детства стать художником. Но тяга к поэзии взяла верх. Писал Овсей Дриз свои стихи только на идише. И когда его спрашивали, почему он не пишет на русском языке, поэт отвечал: «Если бы я не писал стихи на идише, я перестал бы быть самим собой». Узнали ребята и о том, что Овсей Дриз защищал Родину в годы Великой Отечественной войны.

А уже после войны написал книги для самых маленьких – «Глоток воды», «Разноцветный мальчик», «Новость в узелке», «Зеленая карета», а для ребят постарше – «Веселый пекарь»,  «Зеленые портные», «Дерево приехало», «Как сделать мир волшебным».

Лицеисты читали стихи поэта, пели песни, написанные на его поэтические строки.

Писал Овсей Дриз и взрослые стихи. У него не было двух тетрадей стихов: одна – для детей, другая – для взрослых. Он писал в одну тетрадь. Критики говорили, что поэт стоит в изголовье детства, оберегая его сон. А у взрослых он искал страну детства, утверждая их право на мечту и сказку.

Вот одно из стихотворений, которые полезно прочесть и детям, и взрослым:

 

Мудреца спросил я:

– В чем, скажи,

Заключен поэзии секрет?

– На ладонь

Ресничку положи,

Взвесь ее, –

Последовал ответ.


Подготовила Ирина Шолохова. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *