О чем трубит шофар?

О чем трубит шофар?

Фото: assets.messianicbible.com

Этот один из древнейших еврейских символов упоминается в Танахе 72 раза. Он мало изменился за прошедшие тысячелетия и легко узнаваем.

А его звуки – красноречивей всяких слов.

Трудно назвать «глас шофара» музыкальным. Пронзительный и резкий, он словно исходит из самой глубины наших душ

 Всего лишь рог?

Шофар – в переводе с иврита обозначает – бараний рог. Если говорить точнее, то это духовой инструмент, выполненный из бараньего рога. Он может быть разной формы – длинным, коротким, скрученным или просто загнутым. Главное, чтобы он был кошерным, то есть пригодным для трубления – без трещин и изъянов, минимально двадцать сантиметров в длину, максимально – сколько угодно. Кроме того, в качестве шофара могут быть использованы рога не только баранов, но и козлов, антилоп, газелей, но только не коров – в память о грехе поклонения «золотому тельцу».

Диапазон извлекаемых из него звуков не велик – всего одна октава. Тембр звука зависит от формы и размера. Например, короткий «ашкеназский» шофар дает высокий, плачущий звук. Большие и длинные шофары дают более насыщенный звук, он может быть низким, хрипловатым и торжественным. С одной стороны, звуки шофара вселяют в того, кто их слышит, страх и трепет, а с другой стороны, пробуждают его к раскаянию и возвращению к истокам, к тому добру, что заложено изначально в его душе. В этом заключается преимущество шофара над трубой – шофар сделан из природного материала и звучит более естественно, поэтому его звук выражает глубокое стремление возвратиться к корням, приобщиться к истинному добру и внести исправление в мир.

Призывая к покаянию

Шофар звучал во все важнейшие периоды еврейской истории. В первый раз – при получении Торы у горы Синай. В древности шофар использовался как сигнальный инструмент для созыва народа и возвещения важных событий, а также во время войны. Звуки шофара, по преданию, обрушили стены Иерихона («иерихонская труба»). В эпоху Второго Храма шофар стал частью национальной символики – его изображения находят в мозаичных украшениях древних синагог.

Сегодня в шофар трубят при вступлении в должность нового президента Израиля, иногда – во время массовых демонстраций (особенно религиозных евреев).

Трубление в шофар – главная (а, по сути, и единственная) в настоящее время установленная Торой заповедь Рош а-Шана, который так и называется «днем трубления». Смысл этой заповеди разъясняется так: «Пробудитесь, спящие, от вашего сна, пробудитесь, заснувшие в глубокой дреме, и совершите раскаяние!». В каждый из двух Дней Суда в синагогах нужно протрубить сто раз. В синагогах выходцев из Марокко, Туниса, Алжира раздается 101 звук шофара. Если первый день нового года выпадает на Шаббат, в шофар трубят только во второй. Резкие, тревожные звуки шофара возвещают наступление Десяти Дней покаяния до Йом Кипур. Принято также трубить в шофар в течение всего месяца Элул.

Праздничный звук шофара олицетворяет собой обращение еврейского народа к Своему Б-гу, он символизирует призыв к пробуждению, и может звучать в Израиле в таких неожиданных местах, как железнодорожная станция или торговый центр, и, разумеется, в еврейских школах. Это делается для того, чтобы призвать весь народ Израиля к покаянию.

Путь души

В мелодии шофара – три составляющие: протяжный звук «ткиа», ломаные, прерывистые звуки«шварим» и дробная, точечная серия звуков «труа».

Мудрецы сформулировали закон, что в Рош а-Шана нужно услышать звук «труа» три раза, а перед каждым разом и после него следует протрубить «ткиа».

«Ткиа» выражает изначальную, естественную чистоту души, как у маленького ребенка, который еще не совершил никаких грехов, поэтому он чист и непорочен. Затем, когда ребенок взрослеет, он сталкивается со сложностями и проблемами этого мира, борется, преодолевает препятствия, выдерживает испытания, но и грешит. Этот период нашей духовной жизни, в сигналах шофара, представлен прерывистым звуком, идущим сразу за непрерывным, протяжным. Он называется «шварим» от глагола «шавар», т.е. «разбивать», и символизирует нарушенную, не совершенную связь души с Вс-вышним. Мы сокрушаемся о том, что наши чистые души были запятнаны грехом – это выражает звук «труа», похожий на тяжелый вздох или плач. За этим звуком следует еще один, завершающий звук «ткиа», который тоже выражает чистоту и непорочность, на этот раз – после того, как мы совершили покаяние и попросили прощения у Все-вышнего за свои грехи. Каждый из этих циклов («ткиа-шварим-труа-ткиа») указывает на другую сферу жизни – хорошее начало, кризис, с которым сталкивается человек, преодолевая жизненные трудности, и исправление в конце. А в самом конце трубления следует особенно длинный звук «ткиа» (называемый «ткиа гдола», «большая ткиа»), который выражает полное и окончательное исправление после всех страданий и испытаний.

Подобно плачу

Почему на Рош а-Шана принято трубить в шофар именно сто раз? Говорится в Талмуде, что сто звуков шофара восходят к плачу матери Сисры. Дело было в эпоху Судей. Сисра был военачальником, закоренелым злодеем и врагом еврейского народа. Он руководил огромной, прекрасно оснащенной армией. Он вышел в бой против слабого и немногочисленного войска Барака – еврейского полководца. Перед битвой Сисра сказал своей матери, что быстро победит и вернется рано. Но вот уже настало время обеда, а Сисры все нет. Мать поняла, что он уже не вернется, и разразилась рыданиями. Мудрецы говорят, что плач ее звучал на сто голосов. Поэтому мы и трубим в шофар сто раз. Хочется спросить: в чем связь между матерью злодея и шофаром, в который евреи трубят перед Вс-вышним? Мать Сисры была грешница и злодейка, ей было нечего терять, она оказалась в безнадежной ситуации. Но даже она плакала и молилась! Что же говорить о еврейском народе? Когда еврей чувствует, что у него нет заслуг, что он недостоин прощения, в нем пробуждается частица души, напрямую и нераздельно связанная с Вс-вышним. В этом и заключается глубокий смысл трубления в шофар.

 Не дудочка

Старая хасидская притча про шофар

 Было это лет сто – сто двадцать назад, в Российской империи. Поспорили накануне Рош а-Шана два еврея, кто лучше трубит в шофар. Спорили-спорили да и подрались. Явился городовой и поволок драчунов в участок, где начал их допрашивать.

– Почему подрались?

– Поспорили, господин городовой, кто лучше трубит в шофар.

– Какой такой шофар?

– Ну, обычный шофар.

– Ничего не понимаю! Какой шофар? Говорите по-русски!

– Ну, шофар, он и есть шофар.

Наконец городовому это надоело, и он поколотил евреев. А, поколотив, продолжил допрос:

– Так что такое этот ваш шофар?

– Ну-у-у, шофар – это такая дудочка….

– Так что ж вы морочили мне голову, – рассердился полицейский, – а сразу не сказали, что шофар – это дудочка?

– Потому что шофар – это не дудочка.

 По материалам сайтов www.evrey.com, ph.yhb.org.il, guide-israel.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *