О достоинствах Достоевского

О достоинствах Достоевского - Доцент Евгения Батурина открывает публике «своего» Достоевского

Олега Черномаза

Доцент Евгения Батурина открывает публике «своего» Достоевского

В областной библиотеке прошёл вечер, посвящённый 190-летию писателя

В канун этой даты, отмечавшейся 11 ноября, читальный зал библиотеки собрал преподавателей и студентов различных профессиональных учебных заведений для разговора о тайнах Достоевского. Вечер подготовили библиотечные работники и два доцента Приамурского университета им. Шолом-Алейхема — кандидат филологических наук Евгения Батурина и её коллега, также доцент и кандидат филологических наук Галина Писаревская. Оба учёных защищали свои диссертации по творчеству Федора Достоевского и излагали публике свои взгляды на предмет исследования (т. е. на Фёдора Михайловича), а девушки-студентки филологического факультета вуза зачитывали публике отрывки из писем писателя, воспоминаний его родных, цитировали критиков.

Несмотря на то, что имя Достоевского является знаковым для русской литературы и одним из самых известных, в биографии и творчестве писателя ещё немало тайн. И, следовательно, находок в этих областях может быть ещё немало. Не каждому известна даже такая, например, «тайна»: Фёдор Михайлович любил музыку Шопена, а одной из любимейших мелодий был «Ноктюрн». Или, скажем, что в юности Фёдор Достоевский писал… стихи, да «в день штуки по три». И что последним произведением, созданным молодым писателем перед каторгой, так сильно изменившей его жизнь и характер, была… сказка «Маленький герой».dos-2

В этот раз разговор пошёл именно о раннем Достоевском — авторе нескольких рассказов, небольших повестей и всего одного романа. И если сегодня для нас Достоевский однозначно — классик, то современники подходили к нему строже. Например, критик Катков считал, что после отбывания каторги и принудительной солдатчины (службу в армии, оказывается, царь-батюшка считал примерным наказанием!) Достоевский как писатель изжил себя.

В свою очередь, Григорович и Некрасов, читая первый роман Достоевского, признавались, что хотели прервать дело на десятой странице, считая, что к той поре будет вполне ясно, что молодой писатель хочет им сказать и чем закончится произведение. Но поняв, что жестоко ошиблись, искали «отгадки»  всю ночь, до последней страницы романа!

А норвежский писатель Кнут Гамсун, начавший литературную деятельность в то время, когда Достоевский уже создал наиболее значительные свои произведения, говорил, что этот русский писатель был единственным писателем, у которого он чему-то научился…

— Автор повёл своих читателей по тесным съёмным  углам, бедным квартиркам и обитаемым чердакам, показал быт и мир мелких чиновников, бедных студентов — людей, которыми до сих пор мало кто интересовался или воспринимал их как предмет презрения и насмешки, — говорила Галина Георгиевна о начале творчества Достоевского, которое и заставило обратить современников на него особое внимание.

Огромное впечатление на слушателей произвело сопоставление Евгенией Батуриной письма Фёдора Достоевского брату Михаилу с отрывком из романа «Идиот». В обоих случаях речь шла о мыслях и переживаниях человека в последние минуты перед его собственной казнью.

Несмотря на то, что князь Мышкин излагает всё это со слов «одного знакомого», монолог правдоподобен до дрожи в жилах, возникающей у слушателя и зрителя. (Был продемонстрирован эпизод из новейшей экранизации романа, в роли князя Мышкина — Евгений Миронов). Ведь всем стало очевидно, что этот монолог фактически воспроизводит письмо самого Достоевского, отправленное им из тюрьмы после того, как смертная казнь «петрашевцам» — членам нелегального политического кружка — была заменена каторгой! Ни одна писательская фантазия не могла бы правдоподобней изобразить это душевное смятение.

Познание самых глубин — до сумерек — человеческой души. Проявление человека в ситуации, доведённой до крайнего состояния… Вот важнейшее достижение Ф.М. Достоевского как большого художника, писателя-психолога. В то же время подготовленность к таким художественным достижениям во многом была заложена такими фактами его биографии, которых любой человек  во что бы то ни стало хотел бы избежать, забыть, как ночной кошмар…

Когда участники вечера обсуждали прошедшее мероприятие между собой, в узком кругу, спонтанно родился афоризм: «Вся слава великих родом из времени, когда они не были знамениты». Наверное, это следует помнить каждому человеку…

— Евгения, но вы же поэт-лирик! Что может поэт найти для себя в нелёгкой прозе Достоевского? — спросил автор строк главную (после Достоевского!) героиню этого литературного вечера.

— Такой же вопрос мне задали читатели и коллеги-литераторы в городе Артёме в прошлом году на моём творческом вечере, когда узнали, что пишу диссертацию по «скучному» Достоевскому, — призналась Евгения Батурина. — Достоевским я занялась… случайно. Нам в институте Павел Николаевич Толстогузов читал курс «Эсхатологические мотивы русской литературы» и вдруг дал мне — студентке-третьекурснице! — для письменной работы такую сложнейшую тему. Тема тогда совершенно не была разработана в советском литературоведении. Чужих материалов не найти. Роман «Преступление и наказание» я тогда читала как… детектив. Но когда рядом, по совету своего наставника, положила Евангелие — увидела жизнь человека, положенную на Священную историю!

Сегодня писатель Достоевский для меня родной. Родной своей эмоциональностью, страстностью, умением проникать в душу человека. Это ведь как раз свойства лирики! Кстати, тонкий поэт-лирик Иннокентий Анненский тоже любил Достоевского как писателя и посвятил ему немало прекрасных литературоведческих этюдов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *