О Нефертити и еврейском фабриканте

О Нефертити  и еврейском фабриканте

с сайта pegasdv.ru

Ее лицо и имя знакомы миллионам, хотя с того времени, когда жила эта женщина, прошло уже более трех тысяч лет. Известности этой красавицы могли бы позавидовать многие современные звезды. А вместе с тем судьба ее полна загадок и противоречий

Наш рассказ о Нефертити — правительнице Египта, «главной супруге» древнеегипетского фараона Эхнатона (около 1351-1334 до н. э.), время правления которого ознаменовалось крупномасштабной религиозной реформой. Ее называли «Совершенная». Ее лицо украшало храмы по всей стране, но откуда же явилась столь совершенная красота? Сегодня ученые не могут дать точный ответ.

Казалось бы, соправительница фараона должна быть египтянкой, более того, египтянкой царских кровей. Поэтому изначально считалось, что царица — одна из дочерей Аменхотепа III. Но ни один из списков дочерей этого фараона не содержит упоминаний о царевне с таким именем. Существуют две версии происхождения этой легендарной красавицы. По одной, она все же знатная египтянка, дочь вельможи Эйе, одного из сподвижников Эхнатона, и, вероятно, двоюродная сестра фараона. По другой, — иноземная принцесса из Митании Тадухепа, присланная ко двору отца Эхнатона. Предполагается, что принцесса Тадухепа, прибыв в Египет, приняла новое имя, как это делали все иноземные невесты. Она считалась дочерью богини красоты.

Эхнатон называл молодую жену «усладой своего сердца». Любовь царской четы воспевалась художниками Ахетатона — столицы древнего Египта. Никогда еще в египетском искусстве не появлялись произведения, столь живо  демонстрирующие  чувства царственных   супругов.

Нефертити родила своему супругу шесть дочерей, но даже божественная красота не гарантирует семейного счастья. На двенадцатом году правления Эхнатона умирает их средняя дочь — принцесса Макетатон, а вскоре и сама Нефертити исчезает с исторической арены. Пропадают даже упоминания о ней. Отчего распалась столь любящая семья, до сих пор остается  тайной. Одни ученые предполагают, что на ухудшении взаимоотношений внутри царской семьи могло сказаться отсутствие у царицы сына. Другие говорят о любви фараона к молодой сопернице. Подтверждает эту догадку и керамический сосуд с именами Эхнатона и его новой жены — Кийе удалось родить фараону сына-наследника. Нефертити изгнали из дворца, она жила теперь в загородном доме и воспитывала сына своей соперницы, мальчика, предназначенного в мужья ее дочери, — будущего фараона Тутанхамона.

Как умерла и где похоронена легенда Египта, точно неизвестно, гробница ее до сих пор не найдена. После смерти Эхнатона жрецы Египта вернулись к старому богу. Вместе с богом Солнца — Атоном — было предано проклятьям имя солнцеподобной Нефер-Нефер-Атон. Более тридцати столетий Эхнатон и Нефертити не упоминались даже в легендах. Их имена были стерты с монументов, их статуи лишились лиц, их город сравняли с землей. И, может быть, о прекрасной царице сегодня знали бы лишь ученые, расшифровывающие манускрипты, если бы не чудесная находка.

В 1912 году германским археологом Людвигом Борхардтом в мастерской скульптора Тутмоса в Эль-Амарне был обнаружен уникальный бюст царицы Нефертити, которая с тех пор стала одним из символов красоты и изысканности древнеегипетской культуры. В своем археологическом дневнике напротив зарисовки памятника Борхардт написал всего одну фразу: «Описывать бесцельно, — надо смотреть». Чтобы скрыть находку от египетской таможни, ее специально вымазали гипсом и в таком виде в 1913 году привезли в Германию. И с тех пор вот уже сто лет мы любуемся совершенством черт древней красавицы.

Но в том, что это открытие состоялось, большая заслуга не только археолога Л. Борхардта, но и еще одного человека, чье имя на долгие годы было вычеркнуто из истории, -германского бизнесмена еврейского происхождения Джеймса Симона. Берлинский предприниматель, текстильный фабрикант и покровитель искусств, видный член еврейской общины, он финансировал столь счастливую археологическую экспедицию. Симон всю жизнь больше интересовался не бизнесом, а искусством, в юности мечтал быть филологом. Это, однако, не помешало ему стать в 1911 году шестым по богатству человеком в Германии. Джеймс Симон входил в узкий круг финансовых и промышленных воротил, который недоброжелатели называли «евреями кайзера». В развитии германской культуры этот человек сыграл не меньшую роль, чем Павел Третьяков (тоже, кстати, текстильный фабрикант) — в развитии культуры русской. С конца 80-х годов XIX века он скупал  по всему миру произведения древнего и средневекового искусства, финансировал археологические экспедиции в Египет и Месопотамию. Результатом этих трудов стала богатейшая коллекция из 20 тысяч экспонатов, которую меценат передал берлинским музеям.

С найденным бюстом древнеегипетской красавицы Джеймс Симон не мог расстаться сразу. Некоторое время Нефертити простояла на его вилле на каминной полке. Затем меценат заказал две копии бюста. Одну он оставил себе, а вторую подарил кайзеру. Кстати, император, когда отрекся от престола и отправился в эмиграцию в Нидерланды, взял эту копию с собой. Оригинал бюста Нефертити меценат передал в 1920 году в художественное собрание прусского королевского дома. Вместе с ним берлинские музеи получили и все другие уникальные ценности, которые находились в собственности Джеймса Симона.

В 1931 году, к 80-летнему юбилею Симона в Новом музее Берлина был торжественно открыт зал египетского искусства, носивший его имя. Однако уже два года спустя — после прихода к власти нацистов — все упоминания о вкладе еврейского фабриканта в развитие германской культуры были вычеркнуты из официальной истории. Сам Симон скончался за несколько месяцев до победы Гитлера на выборах. Его дети эмигрировали в США. Имя мецената было возвращено из забвения лишь в 2006 году, когда был учрежден Фонд Джеймса Симона. Фонд награждает специальной премией лиц, внесших значительный вклад в развитие образования, культуры и науки в Германии. Лауреаты, помимо денежной премии в размере 25 тысяч евро, получают также медаль, на которой изображен портрет Джеймса Симона работы известного художника Иоганна Грюцке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *