Обложки и одёжки

Обложки и одёжки

Анатолия Клименкова

Помимо ежегодно все более увеличивающихся денежных трат на сбор детей в школу, родителей в последнее время все острее начинают волновать и другие проблемы: где вовремя раздобыть пресловутые рабочие тетради к учебникам и какую одежду носить ребенку в школе?

Проблемные страницы

Каждый год практика показывает, что во многих школах зачастую с этим нет лада: как правильно организовать учителей и родителей, чтобы приобрести для класса комплект учебных тетрадей к новому учебному году, согласованных с программой, по которой учится данная школа? Далеко не везде удается привести дело в порядок. Везет тем родителям, у которых грамотный классный руководитель, к тому же умеющий пользоваться услугами Интернета. Я знаю, что, например, в некоторых классах биробиджанских школ в конце учебного года родители через родительский комитет класса скидываются деньгами, чтобы заказать через интернет-магазины нужные наборы тетрадей и пособий – и те как раз успеют поступить к первому сентября. Ни проблем с поиском нужных тетрадок и беготней по книжным магазинам города, ни индивидуальных поисков в домашнем Интернете в надежде найти и заказать нужное – все организовано и удобно. 

Но так ведь бывает не везде. На мой взгляд, отсутствие до сих пор сколько-нибудь толкового централизованного контроля за своевременной поставкой в школы учебников, предметных рабочих тетрадей и прочих пособий рождает порой неразбериху и вообще вызывает справедливый вопрос – зачем так все устроено, точнее, не устроено? Странно сознавать, что школы, вопреки современному Федеральному закону «Об общем образовании Российской Федерации», в статьях 8, 35 которого сказано, что «…к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на приобретение учебников и учебных пособий…», несмотря на какой-то единый государственный контроль, все же превратились в какие-то отдельные друг от друга учебные заведения. Учебные проблемы, в том числе и с материальным обеспечением классов, учеников решаются в каждом заведении по-своему и часто при финансовой вынужденной помощи родителей. Учебные программы в школах разные, образовательная «начинка» их и материальное обеспечение учебниками и тетрадями по предметам – тоже, и комплекты учебников тоже разнятся как по количеству, так и по цене. Начальная школа, программа «Гармония», комплект рабочих тетрадей по предметам в конце прошлого учебного года можно было заказать в Интернете по цене в пределах двух тысяч рублей, в этом году цена возросла на тысячу. В целом родители платят не такие уж маленькие деньги, психологически утешая себя тем, что отданы они не зря и им дальше не придется беспокоиться, что их ребенок не обеспечен нужными тетрадками… Вообще же законность или незаконность сбора в школах денег на покупку пособий для школьников – вопрос до сих пор спорный, и в регионах страны зафиксировано немало случаев, когда по обращениям родителей в дело вмешивалась прокуратура…

В отсутствие централизованного контроля за обеспечением школ учебными книжками больше всего страдают школы населенных пунктов ЕАО, отдаленные от областного центра. В большинстве из них учителя уже в силу глубоко почтенного возраста не в силах разобраться в премудростях Интернета и работы с его страницами, чтобы организовать заказ тех же рабочих тетрадей через Сеть. В свободной продаже их во многих селах и поселках просто нет, ведь надо учитывать еще учебные программы школ, а кто из предпринимателей сельских книжных и канцелярских магазинов будет этим заниматься? Администрации сел можно было бы привлечь их к делу снабжения школ, делая заказы через них, но ведь для этого предприниматель тоже должен остаться в плюсе от своей бизнес-помощи школе. А сейчас сложилось так, что минимальная партия заказа тех же рабочих тетрадей для предпринимателей составляет две тысячи экземпляров – куда ему столько, зная, что в школе, например, всего двести учеников начальных классов? Могут отгрузить и двести книжек, но уже по  более высокой цене, соответственно, цена повысится и в магазине – выгодно ли это родителям? 

Для жителей отдаленных сел ЕАО сбор своих детей в школу порой превращается в квест-путешествие с немалыми денежными тратами. Надо приехать в Биробиджан, побегать по магазинам и школьным базарам, чтобы затариться учебными принадлежностями, учебниками, школьной формой и обувью, школьными сумками, рюкзаками, потому как у себя в селе все это стоит дороже и выбор совсем небогат. А тут еще и волнения по поводу пресловутых рабочих тетрадей – стандарты современного школьного образования требуют…

Форменный «неформат»

В преддверии каждого учебного года споры вокруг «за» и против» школьной формы разгораются вновь. Стоит культивировать ее пропаганду в учебных заведениях или все же не надо излишне давить в этом на родителей и, в первую очередь, детей, которым порой очень некомфортно носить строгие темные брюки, жилетки и белые рубашки, особенно малышам начальной школы?

В федеральном законе о российском школьном образовании в нескольких пунктах прописано, что из себя должна представлять школьная форма – повседневная, парадная, спортивная для уроков физкультуры. Довольно широкий перечень одежды, в рамках которой можно было бы родителям и их детям самим подбирать школьные наряды по удобству, моде, практичности. Школы же в этом порой выступают излишне жестко, выдвигая строгие требования. В некоторых классах дресс-код для учеников по инициативе классных руководителей бывает довольно строгим – например, обязательна белая рубашка для мальчиков, жилетка и темных оттенков галстук, для девочек — белая блузка и черная юбка.

Часто родители сетуют на непрактичность такого школьного гардероба. Отрада тут только для учителя – ему приятно видеть на уроке сидящих за партами чистеньких опрятных ребят. Но какого малыша-перво-третьеклассника, мальчика или девочку,  заставишь спокойно вести себя на уроке и на перемене, не испачкавшись при случае и не истрепав форму? У моего ребятёнка, к примеру, вечной проблемой с первого класса были зализанные до блеска колени на штанинах цивильных черных брючек и то и дело оборванные хлястики у жилеток – резвятся ведь детишки на переменах весьма активно. Белые рубашки – на каждый день свежая – «убивались» очень быстро, постоянно бывая то в серых потертостях, то в мазках фломастеров и художественных красок, особенно на рукавах… Почему бы не ввести рубашки темных тонов, более практичные? Не нарядно? Ну, так вам «шашечки или ехать», как говорилось в известном анекдоте.

Носишь чистое, школьное и белое – будь любезен, приучайся к аккуратности и чистоте, скажут многие учителя, а за ними и родители. Это подразумевает — ходи, малыш, дрессированный по струнке, из боязни, что тебя наругают за испачканный пиджачок. Многие учителя и родители сейчас очень часто стали забывать себя детьми, и то, какими были они – такими непоседами, не думающими о будущем наказании за провинность, а делающими что-то по желанию, чувствам и эмоциям. Как-то так получается, что сейчас все чаще от детей рано начинают во многом требовать как от взрослых, в том числе и в «одежной» школьной дисциплине… 

В современной ситуации, когда старая, годами создаваемая советская система дисциплины школьной формы разрушена, новая учебная форма, которую вводят у себя некоторые школы, смотрится, скорее, как дань школе, в которой учишься: в чем-то модно, заметно, есть повод выделиться, но не более. О фасонах, качестве, цене и предлагаемых размерах такой формы можно поспорить. Некоторые родители жалуются, что централизованный заказ от школы на пошив формы на год обходится недешево, но что делать – в розничной продаже такой одежды просто нет. Единственный выход – обращаться к производителю в индивидуальном порядке, если повезет, помогут, пошьют на заказ по меркам. 

В средних классах, в этом очередном переходном подростковом возрасте, привить интерес к школьной форме становится еще труднее, мало кто из детей сейчас захочет выглядеть одинаково с другими. Старшеклассников заставлять носить форму тем более сложно – что их, в самом деле, как-то наказывать за то, что они не соблюдают школьный дресс-код?

В результате все равно получается школьный одежный разнобой – джинсы и модные блузы соседствуют с форменными юбками и сарафанами, неформенные подростковые толстовки и «балахоны» мелькают среди строгих жилеток и пуловеров. 

Единственный несомненный плюс школьной формы, который так или иначе школьники сами выделили, – это использование ее как парадной одежды на торжественных школьных мероприятиях. Вот тогда можно и прийти на праздник нарядным, особенно когда на форме есть значок-герб твоей школы, что сейчас стало негласным правилом почти каждого школьного учебного заведения Биробиджана.  А в обычные дни для многих удобно одеваться в школу так, как более привычно и, что важно, менее хлопотно для родителей…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *