Общение с комфортом

Общение с комфортом

В ближайшие три года в нашей области будет активно развиваться инфраструктура оказания электронных услуг

Начальник информационно-аналитического управления правительства области Наталья Самойлова рассказывает об электронном правительстве и системе оказания государственных услуг в электронном виде, которая в ближайшие годы будет сформирована в нашей области

— Наталья Ивановна, в последнее время об электронном правительстве говорится как о чем-то таком суперважном, что скоро оно войдет в каждый дом и едва ли не решит все наши проблемы. Но, по сути, это ведь не так?

— Конечно, не так. Предоставление услуг в электронном виде всех проблем не решит, оно лишь упростит жителям области общение с государственными структурами, которые оформляют те или иные документы, выдают справки. Фактически сводится к минимуму число походов за справками, необходимыми для получения услуги, — чиновники сами соберут их с помощью информационной системы межведомственного взаимодействия. Таким образом у получателя услуг экономится масса времени.

Но вот госслужащим от этого легче не будет. Наоборот, у них работы прибавится. Во всяком случае, пока не будет отлажена система оказания государственных услуг в электронном виде. Сейчас мы из всей необходимой инфраструктуры электронного правительства в первую очередь создаем систему межведомственного взаимодействия, то есть обеспечиваем возможность подачи запросов и получения ответов в электронном виде, взаимодействие информационных систем органов власти и организаций муниципального, регионального и федерального уровня через единую систему СМЭВ (систему межведомственного электронного взаимодействия). Как человек, который непосредственно занимается развитием электронного правительства в  области, я исхожу из объективной реальности и тех проблем, решением которых мы занимаемся. Но далеко не всегда все  зависит от нас. Ведь задача стоит такая — в короткие сроки освоить огромные объемы работы в условиях не идеальной, а реальной жизненной  среды. Предположим, на региональном уровне мы выполнили свою работу, а на местном ее объемы не освоены, следовательно, система не работает.

Надо сказать, что не все сервисы взаимодействия с регионами пока разработаны на федеральном уровне, хотя соответствующий федеральный закон действует с октября 2011 года. Создание любой новой информационной системы требует профессионализма, а профессионалов в этом деле у нас в области катастрофически не хватает. Также необходимо и понимание ситуации на каждом уровне власти, а пока мы испытываем на себе  сопротивление тех чиновников, которые не имеют четкого представления о конечных целях этой работы.

Хотелось бы такого понимания и со стороны граждан. Люди должны поверить в то, что электронное правительство — это новый комфортный способ общения с государственными органами.  Сейчас, например, через областной официальный портал органов власти жители области могут получать 24 государственные услуги, а к концу этого года к ним добавится еще порядка 40 услуг. 14 услуг предоставляются с 1 июля с помощью системы межведомственного взаимодействия, а это означает, что для получения услуги человеку достаточно обратиться всего один раз — информацию за него соберут чиновники с помощью этой системы  межведомственного взаимодействия. До конца же года с помощью этой системы будут оказываться все областные межведомственные услуги —  67 в электронном виде.

Конечно, уже выполнен большой объем работы, но он еще очень мал по сравнению с тем, что предстоит сделать. Хотя по уровню этой работы, по темпам внедрения электронного правительства мы сейчас находимся в первой двадцатке российских  регионов и в тройке лидеров в ДФО.

— Наталья Ивановна, а что вы можете сказать о получателях электронных услуг? Население-то готово, не выходя из дома, подать заявку на получение того или иного документа? И что делать тем, у кого нет компьютера, или тем, кто не умеет им пользоваться?

— Знаете, наша область как интернет-аудитория достаточно «продвинутая».  По данным на первый квартал 2012 года, Интернетом пользовались 36 процентов населения ЕАО, а вообще пользуется компьютером почти половина жителей автономии. В наших планах — обучать навыкам получения услуг в электронном виде различные целевые группы и в первую очередь —  пенсионеров, людей с ограниченными физическими возможностями — словом, тех, кому важно иметь возможность пользоваться услугой, не выходя из дома. К тому же, как вы знаете, в Биробиджане в этом году приступают к строительству многофункционального центра по оказанию услуг населению. Такие центры строятся и даже уже созданы во многих регионах России.

В ближайшие три года в нашей области будет активно развиваться инфраструктура оказания электронных услуг, практически во всех населенных пунктах появятся инфоматы. Это, в первую очередь, облегчит получение услуг  для сельских жителей. Обратившись за услугой любым способом: на портал госуслуг, через информат,  многофункциональный центр и т.д., они будут получать ее централизованно — из единого центра по принципу «одного окна».  Вся информация об оказанных услугах будет накапливаться и анализироваться в одном месте, в единой информационной базе.

В 2013 году в области будет введен в эксплуатацию дата-центр (центр обработки данных), который будет обеспечивать надежное функционирование информационных систем электронного правительства. Также мы намерены  совершенствовать областной портал государственных услуг. Одной из главных задач в этой работе станет жесткий мониторинг и контроль за оказанием услуг, простота интерфейса портала.

— А какие взаимоотношения в этой новой системе госуслуг будут складываться с юридическими лицами, организациями?

— Очень  хорошие. Не зависящие от каких бы то ни было  обстоятельств. И это очень выгодно, например,  бизнесу, другим негосударственным структурам. Чем меньше личных отношений, тем лучше для профилактики коррупции. Неоспоримое преимущество электронного правительства заключается в том, что, благодаря автоматизации всех управленческих процессов в масштабах страны, существенно повышается  эффективность государственного управления. Мы стремимся быть в числе самых «продвинутых» регионов страны, понимая, что с выполнением задачи создания эффективно работающего электронного правительства открываются новые горизонты взаимоотношений между гражданами, бизнесом и органами власти.


Мария ЗВЯГИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *