Обучить гения,

Обучить гения, - С 1963 года Светлана Бередух растит знатоков точных наук

Василия Кравцова

С 1963 года Светлана Бередух растит знатоков точных наук

или Как школьник может отблагодарить своего учителя
“Современным школьникам жить в век высоких технологий, а их развитие требует молодых талантливых умов. Стране, чтобы поднять планку знаний молодых физиков и математиков и их мотивацию, нужно сделать очень много”.
Так считает Светлана Бередух, учитель физики биробиджанской школы №23, почти полвека проработавшая в школе. Уже более десяти лет ведя физико-математический факультатив для одаренных учеников, она наблюдает, на что способны и чего хотят от жизни ее подопечные.

РОДСТВЕННАЯ НАУКА

Сама Светлана Васильевна тягой к точным наукам и дальнейшей учительской судьбой обязана родственникам своей мамы и… Великой Отечественной войне.
— Моя мама родом из Белоруссии, — вспоминает заслуженный учитель. — Закончив там еврейский педагогический техникум, она по распределению поехала работать в Еврейскую автономию, в село Бирофельд, учителем математики. Позже закончила педагогический институт (престиж еврейского образования тогда уже пошел на убыль) и снова вернулась в область…
— А потом была война… Вся мамина родня осталась в Белоруссии, в годы войны было не до поисков своих родственников. Только в 1954-м году к ней неожиданно прямо в школу позвонили из Москвы и сказали, что ее ищет брат. От такого звонка можно было и сознание потерять от переживаний… Потом от брата пришло письмо. Оказалось, что все мамины сестры и братья живы — кто в Москве, кто в Питере. Поехать к ним не было материальной возможности. И тогда родители решили отправить к ним меня. Но не просто так, а учиться,  на факультет физики в Московский институт имени Ленина, сейчас МГПУ. Я, как и мама, очень любила точные науки…
Вуз Светлана Бередух закончила в 1963-м году и приехала работать в Биробиджан. Была учителем физики в 10-й, 16-й школах, более десяти лет трудилась методистом в институте усовершенствования учителей, потом работала во второй школе. Там организовала факультатив для одаренных старшеклассников, интересующихся физикой и математикой…
— В 1997-м году в Биробиджан приехала делегация преподавателей и учителей точных наук из школ и вузов Владивостока и Москвы, они вели семинары для биробиджанских педагогов. Москвичи проявляли небольшой интерес к  биробиджанской одаренной молодежи. А вот владивостокцы, наоборот, очень интересовались, есть ли у нас будущие “гении” от точных наук?
— На педагогической конференции я познакомилась с профессором Дальневосточного государственного университета Виктором Григорьевичем Лившицем, — рассказывает Светлана Васильевна. — Он тогда открывал у себя в вузе физико-технический факультет, и ему были нужны умные ребята, преуспевающие в изучении точных наук — математики, физики, химии. Узнав, что таких школьников в городе много, предложил приехать и принять у них экзамены по физике. В случае успеха ребята могли, не выезжая, поступить в ДВГУ! По тем временам — неслыханная удача. Профессора результаты экзаменов приятно поразили — он не ожидал такого высокого уровня знаний от биробиджанских школьников. Тогда в вуз поступило пятнадцать наших ребят!
Ребята и учитель думали, что это разовая акция вуза. Но профессор Лившиц предложил Светлане Бередух продолжить это дело —  с помощью факультатива готовить старшеклассников для поступления во владивостокский и другие вузы. А еще — каждый год с новыми учениками ездить во Владивосток на экскурсии в лаборатории ДВГУ, чтобы ребята на месте увидели, чем им придется заниматься, избери они путь точных наук.
В результате вот уже более десяти лет каждый год Светлана Васильевна помимо своих основных занятий ведет факультатив для талантливых учеников школ города, любящих физику, готовя их для поступления в ДВГУ и другие высшие учебные заведения. Ученики занимаются физикой и математикой дополнительно, раз в неделю, в свободное от учебы время. С 1997-го года уже более ста выпускников школ из Биробиджана поступили в технологические вузы.
— Примечательно, что я никогда никаких специальных объявлений о наборе учеников на факультатив не давала,  — объясняет Светлана Васильевна. — Ребята из различных школ города как-то сами узнавали от своих друзей о занятиях по физике и приходили сюда.
Само собой, занятия на этом факультативе бесплатные. Сама идея собрать всех городских способных учеников-”физиков” в один класс оказалась очень неплохой. В школах таких ребят много, но каково им в своих классах? Там они либо снижаются до уровня остальных учеников, либо становятся “звездами” в своем классе и в чем-то — изгоями…
А как поведет себя талантливый ученик на фоне других своих “коллег” — это уже другой вопрос. Быть может, он не настолько продвинут и способен, как ему казалось в своем классе? И в любом случае для него  общение и учеба среди  таких же, как он, умниц — способ расширить свои возможности, раскрыть ярче талант и способности.  

НАУКА ИЛИ ЖИЗНЬ?

Светлана Васильевна неожиданно достает из сумки две бархатные коробочки и со смущенной улыбкой произносит: “Сейчас похвалюсь”.
На стол выкладываются две небольшие золотые медали со стилизованным изображением молодого деревца и надписью: “Наставник будущих ученых”…
— Я считаю, это мои самые ценные награды,  — говорит педагог. — В рамках Всероссийского конкурса школьных учителей математики и физики при поддержке и организации созданного восемь лет назад фонда Дмитрия Зимина “Династия” ДВГУ и другие вузы Дальнего Востока каждый год проводят анкетирование студентов и выпускников. В анкетах есть и такой вопрос: кто из школьных преподавателей помог вам раскрыть свои таланты и поступить в вуз? Из результатов анкетирования формируется рейтинг учителей. Мое имя оказалось отмечено трижды — в 2006, 2007, 2008 годах. С 2007 года таких “рейтинговых” учителей (всего их по стране сейчас около четырехсот, а в нашей области всего четверо)  стали награждать медалями фонда и выплачивать грантовые премии.
— Что тут можно сказать? — улыбается школьный физик. — Мои ученики благодарят меня тем, что поступают в технические вузы и успешно учатся там, и тем, что помнят меня.
К сожалению, сейчас интерес одаренных учеников к физике пошел на спад. На факультатив ребят ходит уже гораздо меньше — в этом году его стабильно посещают лишь восемь человек. Самое обидное: у ребят появилась стойкая растерянность — куда пойти учиться после школы?
— Раньше многие школьники уже с девятого класса начинали целенаправленно готовиться к поступлению в тот или иной вуз — решали сложные задачи, специальные тесты. Сейчас неопределенность с дальнейшим местом учебы у многих остается до окончания школы, — делится наблюдениями педагог. — Приходится выбирать: учиться там, где перспективы получше да поденежнее, или пойти по зову сердца. Но аспирантура, преподавание в вузе, работа на российских предприятиях,  сами понимаете, не перспективные в смысле высокой зарплаты виды деятельности. Поступать в технические вузы наших ребят стало меньше. Некоторые из учеников сразу настроены на работу за границей — после учебы стараются уехать в Японию, Америку…
Печально, что сейчас снижается и планка знаний даже у одаренных учеников! Свое влияние, по мнению педагогов, оказывают и семейное воспитание, и атмосфера в классе: все чаще ничем не выдающиеся ученики, “балласт”, делают погоду в классе. Многие юные умницы задумываются, что лучше: быть как все, в компании, или быть “заучкой”, изгоем? И забрасывают свои интересы в угоду модным молодежным увлечениям…
— А еще ученики, молодое поколение, сейчас очень избалованы доступностью разнообразнейшей информации и техники, — считает Светлана Васильевна. — Ценность добытой информации, знаний, достижений существенно снижается. Сейчас их так много внедрено в повседневную жизнь, что их перестаешь замечать. Например, на уроке физики обсуждаем принцип работы того же мобильного телефона. У всех на устах сразу — технологии “Нокиа”, “Самсунг”… Но мало кто знает, что своим происхождением сотовый телефон обязан нашему, российскому ученому, профессору Алферову. Он, один из восьми российских лауреатов Нобелевской премии по физике, изобрел те самые транзисторы, благодаря которым стало возможным передавать сигналы на частотах мобильных телефонов. Но многим ли из школьников сейчас известен этот “патриотический” факт?
Как учителя и специалиста Светлану Васильевну не может не настораживать то, что пройдет несколько лет — и российскую науку станет попросту некому двигать! Не будет новых, молодых кадров.  Уже сейчас этот процесс заметен — становится все меньше педагогов, которые бы эти молодые будущие кадры учили и направляли в школах! В области уже ряд лет не хватает физиков, математиков! Старые ушли на пенсию, новые не часто приходят работать…
— Сейчас говорят: нанотехнологии, новые перспективные российские разработки, развитие отечественной науки,  — беспокоится Светлана Васильевна. — Но кто ее будет развивать, если видно, что уже на начальном этапе, в школе, в учениках очень часто затухает к ней интерес под давлением внешних, житейских  обстоятельств? Наше государство должно над этим задуматься. Планы через десять лет войти в пятерку сильнейших стран мира — это хорошо. Но их нужно чем-то подкреплять.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *