Одной дорогою добра

Одной дорогою добра - Дети в Благовещенском соборе, встреча с о.Тихоном

Дети в Благовещенском соборе, встреча с о.Тихоном

В Петропавловске-Камчатском прошел межрегиональный этап Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»

Победителями в номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения» стали учителя из школы № 16 г. Биробиджана: Наталья Андреева (русский язык и литература) и Лариса Кушнарь (учитель начальных классов). Их работа под названием «Дорога к храму» будет направлена в Москву для участия во Всероссийском этапе конкурса.

Как сообщила главный специалист-эксперт комитета образования ЕАО региональный координатор конкурса «За нравственный подвиг учителя» Альбина Брайченко, в конкурсе приняли участие учителя школ Биробиджана, Облученского, Ленинского районов, авторские коллективы воспитателей детских домов № 2, № 3, преподаватели из учреждений профессионального образования. Всего на конкурс представлено 7 работ в разных номинациях.

В прошлом году абсолютным победителем Всероссийского конкурса стал наш учитель – Иван Метелёв, заместитель директора ОГВ(С)ОБУ 66«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при ФКУ ИК № 10 УФСИН России по ЕАО». Так что Наталья Андреевна и Лариса Викторовна двигаются к победе по проторенной дороге. А почему наши учителя становятся победителями и занимают призовые места, мы решили узнать у них самих. 

Православный модуль

Как и Иван Александрович, учителя из школы № 16 над своей программой работали не один год. По словам педагогов, все началось с преподавания в школе «Основ религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Из шести возможных модулей родители вместе с детьми единодушно выбрали «Основы православной культуры». 

Как призналась Лариса Викторовна, на уроках ее главная задача – просветительская. Дети ни в коем случае не должны почувствовать принуждение к вере. Вера должна стать выбором самого человека. Зато на уроках дети могут узнать, что такое икона и чем она отличается от картины, учатся различать ратный подвиг от духовного, знакомятся со святыми и мучениками. 

Так началось в школе духовно-нравственное воспитание. Потом региональный координатор конкурса Альбина Петровна приглашала учителей на семинар при епархии.

– Нам показали, как работают в разных учебных заведениях области. Тогда мы поняли, что нам в таком конкурсе участвовать еще рано: нет еще у нас таких фундаментальных наработок. Написать программу – это одно: сел – подумал – составил… А вот как реализацию этой программы показать, чтобы всем было интересно? Тогда мы решили: год поработаем, «насундучим» материала, потом и поучаствовать можно… – рассказывает Наталья Андреевна.

Священномученики или новомученики?

Наталья Андреевна и Лариса Викторовна сели писать программу. Сначала она называлась «Система духовно-нравственного воспитания и развития учащихся на примере священномучеников ЕАО». Название несколько раз менялось и в конце концов стало простым и скромным: «Дорога к храму». 

Программа состоит из двух блоков, первый построен на обучении детей 4 класса ОРКСЭ, и его ведет Лариса Викторовна. Второй блок  «ЕАО. История русской святости» продолжает Наталья Андреевна. Программа  подкупает тем, что в этом направлении еще никто не работал. 

Готовую программу вместе с приложенными уроками  проверял настоятель храма святителя Николая о. Георгий. 

– Он и рецензию нам писал, и работал с нами над текстом, – делится Наталья Андреевна. –  Когда мы пришли к нему на беседу, он уже вычитал программу, дал ей хорошую оценку, сказал, что ее можно рекомендовать, но у нас были и фактические ошибки. Мы воспитывались в совсем других условиях, нас растили атеистами, у меня даже есть партийный билет. 

Так, например, отец Георгий объяснил учителям, что священномученики – это те, кто перед мучительной  смертью приняли священный сан, а новомученики появились в период советской власти – это пострадавшие за веру мученики, не состоявшие в сане. Так что, работая над программой, будущие победительницы столько почерпнули, столько всего нового узнали. 

– Отрадно, что и родители  с самого начала шли мне навстречу, – делится  Лариса Викторовна. – Это  очень хорошая поддержка. Они с нами и на экскурсии ходили, и отзывы писали… Ведь родители  сами многого не знают. Одна мама принесла на урок молитвослов на украинском языке 1961 года выпуска. Он называется «Веночек для Марии». Там также есть «Отче наш», только на украинском языке. Другая мама рассказала историю о своей семье: во время венчания дедушка и бабушка давали друг другу клятву верности. После войны дедушка пришел с тяжелыми ранениями… А после его смерти бабушка оставалась ему верной, хотя одной растить детей было очень тяжело… Эмоции, конечно, переполняли и детей, и меня. Еще одна мама показывала детям доставшуюся ей в наследство икону Святой Троицы. Так бы это все дома лежало… Ну знает ребенок, мама что-то знает, а тут и родителям было очень интересно рассказывать детям, а как гордились дети, чьи мамы приходили на урок. 

И вот, наконец, программу отправили на конкурс, уже с поправками и рецензиями. Работа была замечена. В прошлом году Лариса Кушнарь и Наталья Андреева заняли второе место и, конечно, удивились такой высокой оценке. Значит, надо продолжать реализовывать.

Сергий Радонежский — супергерой

Лариса Викторовна давала открытые уроки на область, а Наталья Андреевна приняла участие в конкурсе, посвященном 700-летию Сергия Радонежского. 

– Я пришла к своим детям и сказала: «Ребята, давайте поучаствуем», — рассказала Наталья Андреевна. – Раздала анкету «Кто такой Сергий Радонежский?». Написали: святой, но больше о нем не знали ничего. Тогда пошла работа: фильмы посмотрели, книги прочитали, картины разобрали. Мы такую работу сделали, и в результате получилась хорошая брошюра с рисунками, стихотворениями, пословицами, сказками, кроссвордами — все детское. 

Как призналась учительница, уроки о преподобном проходили легко и приятно. Уж очень яркие и неподкупные страницы были в жизни Сергия, поэтому они так будоражили детские сердечки. Кто стихи начал писать, кто сказки. Вот как об этом рассказывает Наталья Андреевна:

– Я очень боялась этого момента. Что такое сказка о Сергии Радонежском с точки зрения современного ребенка? Ведь надо было все равно сохранить основы его жизни. Но дети очень деликатно все это сделали, почувствовали эту грань. Потом пошли кроссворды, пословицы, поговорки, загадки. Вот, например, одна детская пословица: «Надо так весь мир любить, чтобы даже медведь хотел к тебе в гости приходить». Или другая: «С преподобным Сергием в душе жить – счастливым быть». Ну и в конечном итоге у нас был открытый урок, который тронул, наверное, всех. Первым прочитал свое стихотворение Слава Костюченко. Читал вроде спокойно, а на последних словах голос дрогнул: 

И пусть за годами проходят года,
Образ Сергия с нами всегда,
Он наш защитник, души хранитель,
От всех врагов русской земли 
Избавитель.

Мальчик со слезами на глазах пошел и молча сел за парту, а рядом у соседа тоже слезы, у меня эмоций — аж горло перехватывает. И он как дал эту волну искренности, а потом уже дети шли один за одним. Это такая была атмосфера, что просто мороз по коже. И тогда я подумала, вот мы воспитываем на том на сём, а этот пласт православной веры, который такое воспитание дает, все время как-то выпадал у нас. 

На конкурс!

Пришло время сдавать работы на конкурс. У учителей из школы № 16 накопилось семь брошюр, где собраны сама программа, детские работы, собственные выступления перед другими учителями. Все что «насундучили». Жюри из почти полусотни работ выбрало работу наших землячек.

– Обычно говорят, что планами не делятся, их вынашивают и выполняют, но мы с Ларисой Викторовной решили еще не останавливаться и на следующий год создать свою брошюру «Современные педагогические технологии в духовно-нравственном воспитании учащихся». И уже к нам подключается учитель истории.  Хотелось бы увидеть все наработки в единой книге, но это уже пойдет другая номинация. Это будет, наверное, номинация «Лучший издательский проект», – мечтает Наталья Андреевна.

Не каждый учитель готов взять на себя ответственность говорить детям о какой бы то ни было религии. Чтобы написать действительно достойную работу, этим надо жить, считают учителя из 16-й школы. Это должно быть в самом человеке. Лариса Викторовна давно нашла свою дорогу к храму и привела к нему бывшую коммунистку Наталью Андреевну. Теперь они вместе с детьми удивляются исторической, духовной и культурной  глубине православия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *