«ОСАГное» положение

«ОСАГное» положение

Владислава Цапа

С предоставлением  автостраховых услуг в Биробиджане творится непонятная ситуация

В нашу газету обратился биробиджанец, решив рассказать о своей проблеме с очередным оформлением полиса ОСАГО. По его словам, в той фирме, где он раньше всегда оформлял полис, неожиданно почему-то закончились соответствующие бланки полисов, причем, как его предупредили сотрудники страхового учреждения, такая ситуация наблюдается у большинства страховщиков в областном центре.

Действительно, телефонные звонки Сергея Родина в другие страховые организации подтвердили, что бланков нет, некоторые фирмы производят непонятную предварительную запись в очередь, а то и вовсе свернули свою деятельность.

Пришлось автомобилисту выбираться в выходные на «поиски» фирмы, которая в выходные работает, в надежде оформить заветную «автогражданку». Предварительный звонок в «Росгосстрах» обрадовал – там сообщили, что в связи с наплывом желающих застраховаться работают в субботу-воскресенье и готовы оформить полис. Полис был очень нужен, так как автомобилист собирался в отпуск.

Однако не тут-то было. Стоимость полиса ОСАГО от «Росгосстраха» при оформлении почему-то оказалась 2500 рублей за срок действия в полгода. Сергей Родин показал свой прежний полис стоимостью в 982 рубля и с большим сроком действия и стал выяснять, почему оформляемый полис стал таким дорогим. Как пояснила сотрудница «Росгосстраха», она подсчитала и дополнительную страховку жизни. На требования мужчины о том, что ему не нужна эта услуга, а только ОСАГО, она заявила, отдельно они так не страхуют. Пришлось отказаться от оформления полиса,  уйти ни с чем и позже обратиться по телефону к директору филиала «Росгосстраха» за разъяснением. Та подтвердила законность требований автовладельца: дескать, можно снова прийти к ним и оформить полис ОСАГО без дополнительных услуг.

Но опять появились препоны. В этот раз та же сотрудница пояснила, что выпишет полис без дополнительной страховки и стоимость его будет более 1500 рублей. Как выяснилось позже, не была учтена многолетняя безаварийная езда автомобилиста, которая уменьшает стоимость страховки. Для дилетантов объясняю, что существует специальная таблица расчета скидок на страховку ОСАГО, состоящая из 14 пунктов классности, каждый из которых влияет на стоимость страховки, и по которой ему уже не первый год рассчитывается коэффициент скидок ОСАГО. Все страховщики располагают такой таблицей в виде компьютерной программы в единой автоматизированной системе страхования, по которой и производится расчет стоимости полиса. Но в базу данных  «Росгосстраха» автомобилиста внесли только по 3-му классу, и сотрудники компании пояснили, что ни о каких других пунктах классности они не знают! С рассчитанной по 3-му классу стоимостью полиса биробиджанец согласен не был. Как так, почти 20 лет безаварийной езды, которая должна обеспечить хорошую скидку по ОСАГО, и все почему-то не берется в расчет! Пришлось напряженно разговаривать с сотрудниками компании, пытаясь добиться правды,  и вновь писать жалобу директору. И опять уходить не солоно хлебавши.  

В общем, наш читатель обратился в другую страховую фирму, где оформляли полисы, правда, по предварительной записи и только в рабочее время. Но отпуск уже наступил, свободное время появилось. В страховой фирме автовладельцу без проблем оформили полис, зайдя в общую базу данных, определили 13-й класс за безаварийную езду. И цена полиса составила всего 700 рублей. На следующий день Сергей Родин был уже в пути на своей машине. 

А на жалобу директору «Росгосстраха» от компании автомобилисту пришел ответ, из которого можно понять, что претензии Сергея Родина необоснованны, так как он не предоставил от прежней страховой компании в «Росгосстрах» сведения о своей безаварийной езде.

Но, как пояснил Сергей Родин, об этом его никто не просил, не спрашивал, есть ли они у него! Всем людям, пришедшим оформлять автостраховку из других компаний, «Росгосстрах» автоматически присваивает 3-й класс. И уже потом может поменять его на более высокий и «скидочный», если человек предоставит так называемую справку за «безубыточное время езды». Если компания не требует этого, то ее специалисты должны по идее взять эти сведения из прежнего полиса ОСАГО, который им предъявляется. И изучить эти сведения в базе данных, которая имеется у страховщиков. В фирме, в которой Сергей Родин оформил полис ОСАГО, это почему-то сделали без проблем, сразу подтвердив класс водителя. Но в «Росгосстрахе» полис в расчет принят не был, и с базой данных у них возникли «непонятности»…

Причем, как пояснил автомобилист, такая ситуация наблюдается не только у него одного. Некоторые его знакомые и друзья, решившие по различным причинам сменить прежние страховые компании на «Росгосстрах», тоже  столкнулись с подобной ситуацией: им навязывали в комплекте дополнительные страховые услуги, предупреждая, что иначе не страхуют, присваивали всем подряд 3-й класс, не вникая в данные водительского стажа автовладельцев. Многие отчаявшиеся или не желающие ждать автомобилисты особо не сопротивляются, переплачивая, лишь бы уже получить заветный полис ОСАГО…

Сергей Родин обращался с жалобами и в областную прокуратуру, и в Роспотребнадзор, и в управление федеральной антимонопольной службы по ЕАО. В ответ пришли бумаги о том, что ситуация находится не в компетенции этих организаций и рассматриваться не будет. Руководитель УФАС по ЕАО Андрей Лунев по телефону пояснил газете, что, возможно, в данном деле есть какие-то нарушения законодательства, но доказательства этого обратившийся к ним автовладелец не предоставил, то есть расследование начинать, собственно, не с чего.

На обращение редакции «БЗ» в «Росгосстрах» с просьбой разъяснить ситуацию со своей стороны, руководство компании отказалось от комментариев. 

Между тем правоохранительный опыт по стране показывает, что действительно, с работой страховых компаний далеко не все гладко. Например, не так давно УФАС в Ростовской области обвинила ростовских страховщиков в сговоре по полису ОСАГО. Нашлись доказательства, подтверждающие нарушение законодательства при оформлении «автогражданки». У многих компаний есть трудности с выплатой страховок, которых они выплачивают часто лишь половину. «Пакетная» продажа полисов, когда вместе с ОСАГО клиенту навязывают еще и страховку жизни – тоже распространенная мера выуживания денег, рассчитанная на нежелание спорить, выяснять отношения либо просто неведение автомобилистов. Были зафиксированы случаи,  когда при отказе клиента от дополнительных услуг неожиданно в страховых компаниях «заканчивались» бланки полисов и приходилось уходить ни с чем.

Некоторые эксперты сейчас отмечают, что «автогражданка» давно уже стала нерентабельной, именно поэтому сейчас большинство страховых фирм отказываются от нее. Специалисты говорят, что планируемый рост выплат по полисам ОСАГО нужно будет компенсировать адекватным увеличением тарифов, иначе рынок страховых услуг покинет большое число компаний…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *