Оштрафовать или устранить нарушение?

Оштрафовать  или устранить нарушение?

Количество обращений  жителей  области в Государственную  жилищную инспекцию ЕАО за минувший год увеличилось более чем на треть по сравнению с 2016 годом.

При этом инспектора в ходе проверок стали выявлять меньше нарушений в действиях организаций, предоставляющих коммунальные услуги. Этот противоречивый на первый взгляд факт привела  начальник  областной  жилищной инспекции ЕАО Елена Попович на пресс-конференции, состоявшейся в правительстве области.  На самом деле никакого противоречия в этом нет. Граждане  активнее, чем прежде, отстаивают свои  права и интересы, а управляющие компании и ресурсоснабжающие организации  стараются устранить недостатки, чтобы избежать наказания

 

– Смысл нашей деятельности –  не  оштрафовать, а добиться, чтобы те, кто оказывает услуги по  ремонту общего имущества многоквартирных домов  и коммунальные услуги, сделали все от них зависящее,  не допускали нарушений, – сказала руководитель инспекции.

У представителей контрольно-надзорной организации  более 50  полномочий. Особенно востребованы  полномочия по проверке начисления платы за коммунальные услуги. При этом граждане должны понимать, что не любое обращение в жилищную инспекцию будет основанием для проведения проверки.  К тому же потребители услуг  зачастую действуют не совсем правильно. Например, заявитель присылает  квитанцию и просит проверить правильность начисления. С этой квитанцией человек должен обратиться к исполнителю услуг, то есть в ту организацию, которая сделала начисления.  Это может быть либо управляющая компания, либо ресурсоснабжающее предприятие.  Поставщик услуг должен ответить гражданину, правильно ли ему начислена плата. И если  нарушение есть, инспекция готова помочь заявителю восстановить его права. Надо знать и о том, что обращения, поступившие в электронном виде, не являются основанием для проверки.

Если  есть нарушения в начислении, человеку начислили больше, чем полагается, то, в соответствии с законом, организация, во-первых, должна вернуть  гражданину то, что взяла незаконно, а также заплатить  ему штраф в размере 50 процентов излишне взысканной суммы. При этом штраф взыскивается в судебном порядке. Эта норма  начала действовать с января нынешнего года, когда вступили в силу изменения в закон. И теперь, когда инспектора выявят такие факты, то, кроме выдачи предписания,  разъяснят потребителю, как ему поступить, чтобы потребовать эти 50 процентов  сверх начисленных средств.

Как заметила начальник жилищной инспекции,  граждане не всегда бывают довольны работой  надзорной организации – тем, что сроки  рассмотрения обращения продлены до 60 дней или что управляющую компанию не оштрафовали. Увеличение сроков до 60 дней – норма закона.  Бывает, что к моменту проверки нарушение уже устранено, и это Елена Попович считает хорошим результатом.  Ведь что важнее для потребителя, рассуждает она – устранить нарушение или наказать компанию?  Раньше штраф на организацию  составлял пять тысяч рублей,  сейчас за неисполнение  предписания жилинспекции управляющая компания выкладывает 200–250 тысяч.

По итогам  2017 года инспекция наложила на управляющие компании и ресурсоснабжающие организации  4,8 миллиона рублей  штрафных санкций либо самостоятельным принятием решений, либо решениями судов.  Это вдвое больше, чем  за 2016 год. Штрафовали за нарушение правил управления многоквартирными домами, некачественное оказание услуг, неисполнение предписаний. Огромный процент результатов проверок и предписаний обжалуется в судах, при этом  ни  одно из предписаний отменено не было.

Очень хороший факт – жилинспекции удалось защитить права нанимателей в ЕАО. Если нет прибора учета  горячей и холодной воды, то  к плательщикам применяют  повышающий коэффициент. Несколько граждан обратились  в инспекцию в связи с тем, что  являются нанимателями, тогда как собственник, муниципалитет,  приборы учета ставить отказывается. В Жилищном кодексе  РФ  сказано, что повышающий коэффициент должен  оплачивать только собственник жилого помещения. Ряд компаний, в том числе МУП «Водоканал»,   «Облэнергоремонт» и другие,   согласились с этим и теперь повышающий коэффициент для нанимателей не начисляют. А Дальневосточная генерирующая компания отказывается делать перерасчет  за горячую воду в случае, когда собственник  жилья – муниципалитет.  Арбитражный суд, куда обратилась ДГК, признал действия  Государственной жилищной инспекции правомерными.

Жилинспекция занимается профилактикой нарушений.

– Закон позволяет проводить предварительные проверки,  а это предупреждает нарушения. Есть такая форма работы, как выдача предостережений. Если мы не можем выявить нарушение, предположим, заявитель жалуется на холод в квартире, а отопительный  период не наступил, то выдаем предостережение ресурсоснабжающей организации. То есть поставщик услуг может исправить положение без административных мер. Чаще всего так и происходит, – сообщила начальник жилищной инспекции.


Вера Алексина 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *