Осколки древней империи

Осколки древней империи - Коллаж Татьяны Товкань

Фото Виталия Белюкявичуса и Олега Черномаза  

Коллаж Татьяны Товкань

Житель села Волочаевка-2 обнаружил на реке Тунгуске десятки черепков древней глиняной посуды

На осколки древней империи чжурчжэней наткнулся наш земляк Виталий Белюкявичус. Он не скрывает, что в его душе не угасла детская страсть к таинственным кладам и артефактам.

– То, что в наших местах, в районе Старой Тунгуски, находят древние черепки, я слышал давно, еще когда в школе учился, – рассказывает Виталий Белюкявичус. – Весной я отправился туда на рыбалку и случайно наткнулся на эти черепки – они буквально валялись под ногами. Этой весной река обмелела, превратилась в небольшой ручей и обнажила осколки древней керамической посуды. Там есть определенное место, куда река намывает эти артефакты: десятки осколков станковой, то есть изготовленной на гончарном круге, посуды.

Виталий Андрюсович поделился своей версией, откуда на Тунгуске постоянно появляется столько глиняных черепков. ПО МНЕНИЮ НАШЕГО ЗЕМЛЯКА, СОТНИ ЛЕТ НАЗАД В ЭТОМ МЕСТЕ НАХОДИЛАСЬ ГОНЧАРНАЯ МАСТЕРСКАЯ, ГДЕ ИЗГОТАВЛИВАЛИ КЕРАМИЧЕСКУЮ ПОСУДУ И ОТКУДА ОНА РАСХОДИЛАСЬ ДАЛЬШЕ, ПО ВСЕМУ ДАЛЬНЕМУ ВОСТОКУ.

– Недавно я был в смидовичском районном музее – там есть черепки с такими же рисунками, – делится Виталий Белюкявичус. – Одни были найдены в районе Урми, другие – где-то рядом с Даниловкой, в какой-то старой протоке. Из осколков даже удалось собрать горшок. А найденные мной черепки все разные, не от одного предмета посуды. Такое количество керамики в то время не могло быть у одного человека или семьи. Рядом с местом находки есть озеро, мне кажется, оно рукотворное. Вероятно, оттуда гончар брал глину, причем в довольно приличном объеме. Скорее всего, здесь же на месте и производили посуду. Я находил черепки от больших и очень больших сосудов, толстостенных и с узким горлышком. Здесь изготавливали самую разную керамическую посуду, причем десятками или даже сотнями. Почему черепки здесь оказались? Потому что не всю посуду удается правильно изготовить, случается и брак. Вот гончар, который производил горшки, здесь же и бросал порченый товар – так я предполагаю. Мне попалось и несколько осколков с рисунками. Они все однотипные, будто их специальным инструментом наносили. Гончар мог трудиться не один – у него, возможно, был помощник, который заготавливал дрова, топил печь, чтобы затем обжигать глину. Судя по масштабам производства керамической посуды, на это уходило немало времени.

Елена и Геннадий Марундик на месте находки

Место обнаружения Виталий Андрюсович показал бывшим землякам и, кстати, одноклассникам, ныне проживающим в Израиле, Елене Марундик и ее мужу Геннадию. Вместе они осмотрели обмелевшее русло реки, подивились находкам. Позже Елена Григорьевна сообщила, что проконсультировалась со специалистом и что глиняным черепкам с Тунгуски предположительно от семисот до тысячи лет, относятся они к покровской культуре Приамурья.

– На фотографиях с такими же черепками, найденными в Сикачи-Аляне (небольшое нанайское село в Хабаровском крае, получившее известность благодаря древним петроглифам – рисункам на камнях – прим. ред.), – говорит Виталий Андрюсович, – рисунок практически идентичен узору на наших осколках. Вполне возможно, что когда-то керамическую посуду произвели на нашей земле, а потом уже доставили туда. Рядом с местом находки располагается курган. Я думаю, это неслучайное соседство. Есть там высокое, незатапливаемое место, где могло находиться поселение, а здесь находилась гончарная мастерская. Источник глины – под боком, а произведенную посуду удобно было доставлять на лодках по реке: по Тунгуске можно спуститься до Амура и оттуда уже дальше по окрестностям. Но это только мои предположения.

Первые найденные черепки Виталий Белюкявичус передал в нашу редакцию. Еще несколько керамических осколков он намерен подарить смидовичскому районному музею – они станут частью коллекции, посвященной народам, некогда населявшим Приамурье.

– Скорее всего, в те времена русло Старой Тунгуски было иным, – предполагает наш собеседник. – Это сейчас там старица, а тысячу лет назад там могло быть основное русло реки. За столетия все изменилось.

– Интересно, кто и как здесь жил в древности? – задается вопросом Виталий Белюкявичус. – В прошлом люди могли обитать на берегу красивой реки, которую мы сейчас именуем Тунгуской. Рядом залив под сопкой, удобное место для рыбалки и охоты. Говорят, раньше здесь и леса были: их вырубили после того, как началось активное заселение Дальнего Востока. Место здесь хорошее. Но все это лишь мои домыслы, правду могут рассказать только специалисты. Если бы сюда приехали археологи, провели раскопки, исследовали все находки, они подтвердили или опровергли бы мою теорию.

В Областном краеведческом музее осмотрели находки. Заместитель директора музея по научно-исследовательской работе Светлана Скворцова определила, что керамическая посуда, осколки которой обнаружил наш земляк, относится к культуре амурских чжурчжэней. Вероятно, предположила она, где-то недалеко от места обнаружения артефактов, находится древнее поселение. Скорее всего, во время половодья поднявшаяся в реке вода размыла его и разнесла по округе глиняные черепки. Однако, предупредила Светлана Ивановна, самостоятельно проводить раскопки нельзя – это уголовно наказуемое дело. Археологическими изысканиями могут заниматься только профессионалы и при наличии разрешения на полевые работы. Возможно, предположила она, в месте находки действительно была гончарная мастерская. Однако точно определить возраст черепков и их культурную принадлежность может только специалист-археолог, в ЕАО такового, увы, нет.

Археологические исследования в области проводились в основном неместными учеными. На территории автономии зафиксировано около ста объектов археологического наследия. В том числе – поселения, курганы и могильники, найдены артефакты амурских чжурчжэней эпохи средних веков. Чаще всего они обнаруживаются на пашнях, огородах, на застроенных или разрушенных карьерами участках, на размытых берегах рек или многослойных памятниках. В ОБЛАСТИ НЕТ НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА, ГДЕ НЕ ПОПАДАЛИСЬ БЫ СЛЕДЫ ЧЖУРЧЖЭНЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Недалеко от того места, где Виталий Белюкявичус нашел осколки керамики, находится археологический памятник Соцгородок-1 (Старая Тунгуска). Его описание в предлагаемом перечне археологических памятников ЕАО дает кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского Музея антропологии и этнографии РАН Оксана Яншина. Расположен Соцгородок-1 в 0,5-0,7 км к северо-востоку от одноименного поселка и был открыт в 1960 году Е.И. Тимофеевым. Археологический памятник занимает правый берег протоки Старая Тунгуска около ее слияния с Новой Тунгуской, отделен от поселка Соцгородок широким заливом. К сожалению, он был разрушен огородами и к тому же ежегодно размывается паводковыми водами. Повторно данный археологический памятник осматривался в 1974 и 1975 годах Ю.В. Васильевым и в 1994 году Н.Н. Крадиным. Исследователи собрали материал с территории в двести метров, провели зачистки берегового обреза. Предварительно ученые определили, что здесь располагалось поселение амурских чжурчжэней эпохи средних веков. Собранные артефакты были переданы в музеи Хабаровска и Владивостока. Возможно, именно этот археологический памятник, размываемый речными водами, и является «поставщиком» древних глиняных черепков, которые находят местные жители. Кстати, рядом с селом Даниловка, с которым соседствует Соцгородок, на берегу протоки Старой Тунгуски также было обнаружено поселение амурских чжурчжэней. И это неудивительно.

Во второй половине VII – первой четверти ХIII веков на равнинах Амурской области, Хабаровского края, Приморья, ЕАО, северо-востоке Маньчжурии жили многочисленные племена чжурчжэней. Они оставили после себя немало памятников материальной культуры: поселения, укрепленные городища, грунтовые и курганные могильники, дороги, якорные морские гавани, наскальные рисунки – петроглифы, шахты, открытые карьеры, где добывали железную руду. Да-да, чжурчжэни занимались и металлургией: археологи находили следы древних рудоплавилен. Кроме того, этот народ использовал сварку при изготовлении топоров, колец, удил, а ювелиры изготавливали удивительные украшения из цветных металлов. Также у них было очень развито гончарное ремесло: они изготавливали на ножном гончарном круге и обжигали в печах разнообразную посуду – горшки, кувшины, вазы, чаши и другое, украшая их характерным орнаментом. Керамические сосуды, в частности, служили тарой для хранения зерна и приготовления пищи. А еще ЧЖУРЧЖЭНИ ОСНОВАЛИ ГОСУДАРСТВО ЦЗИНЬ – ЗОЛОТУЮ ИМПЕРИЮ, КОТОРАЯ БЫЛА САМОЙ МОЩНОЙ ВОЕННОЙ ДЕРЖАВОЙ В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ С 1115 ПО 1234 ГОДЫ.

Так описывал ситуацию, сложившуюся на Дальнем Востоке около тысячи лет назад, советский археолог, историк и этнограф Алексей Павлович Окладников: «Чжурчжэни создали своими собственными усилиями цивилизованное и могущественное государство. В их стране было развито земледелие и скотоводство, существовало денежное обращение – отливалась собственная монета, – возникла своя, чжурчжэньская письменность и литература, в том числе историческая. Историки вели при дворе императоров национальные летописи, в которые изо дня в день, из года в год заносились события местной истории и международные дела».

В начале XIII столетия на государство Цзинь обрушилась монгольская конница. Это был ее первый поход за пределы Великой степи. Четверть века продолжалась борьба двух империй за право на доминирование в Восточной Азии. Чжурчжэни сдавали позиции и отступали все дальше на юг, пока Золотая империя не пала окончательно под натиском монголов. В руины обратились крепости и многолюдные поселения. Народ фактически прекратил свое существование, однако отдельные племена все же выжили. Часть чжурчжэньских традиций была безвозвратно утрачена, но многое удалось сохранить там, куда не смогли добраться монгольские воины, – в дебрях приамурской тайги. Через несколько столетий в южных районах некогда могущественной империи Цзинь появилось новое государство – Маньчжурия. Кстати, некоторые ученые считают, что маньчжуры – это поздние чжурчжэни.

Происхождение слова «чжурчжэнь» неизвестно. Любопытно, что в маньчжурском языке слово jušen встречается во многих словосочетаниях со значением «раб», «крепостной». Например, jušen halangga niyalma – «маньчжурский крепостной» – буквально означает «человек из клана чжурчжэней».

КУЛЬТУРА АМУРСКИХ ЧЖУРЧЖЭНЕЙ ПРЕДСТАВЛЯЛА ЦЕЛУЮ ЭПОХУ В ИСТОРИИ НАРОДОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ВОСТОЧНОЙ АЗИИ. ОНА НА МНОГИЕ ВЕКА ОПРЕДЕЛИЛА САМОБЫТНЫЙ УКЛАД ЖИЗНИ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ АМУРА.

 

Узнать больше о культуре амурских чжурчжэней и истории Золотой империи Цзинь можно:

 

* в книге Александра Евменьева «Амурские чжурчжэни. Золотая империя. Кровавая роса» – книгу можно бесплатно скачать по ссылке http://komobr-eao.ru/news/a-a-evmenev-amurskie-chzhurchzheni-zolotaya-imperiya-krovavaya-rosa.html

 

* в пособии «Еврейская автономная область» под редакцией доктора географических наук Ф.Н. Рянского (стр. 53–56) – книгу можно бесплатно скачать по ссылке http://www.nasledie-eao.ru/new/ЕАО_Рянский.pdf

 

* на сайтах:

http://trip-dv.ru/object/624

http://smid-rkm.my1.ru/index/arkheologicheskie_pamjatniki_rajona/0-

http://rezerv.narod.ru/history/ussur-zhurhist.htm

http://irkipedia.ru/content/chzhurchzheni_istoricheskaya_enciklopediya_sibiri_2009

 

* «Керамика чжурчжэней Приморья» Е.И. Гельман – http://www.riatr.ru/2006/2006-1-WEB/11p93-104.pdf

 

* «Археологические памятники ЕАО» О.В. Яншина (в том числе о местах, где находили следы культуры чжурчжэней) – http://nasledie-eao.ru/news/Яншина%20О.В._Археологические%20памятники%20ЕАО.pdf

 

* О петроглифах Сикачи-Аляна и музее под открытым небом, отражающем быт народов Дальнего Востока в древности и до наших дней https://dkphoto.livejournal.com/14502.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *