Основа благополучия общества

Основа благополучия общества

Сегодня об основных направлениях социальной политики самых близких для жителей области сфер – образования, здравоохранения, опеки и попечительства, социального обеспечения и социальной поддержки семьи, материнства и детства — мы беседуем с заместителем председателя правительства области Еленой Лагошиной.– Елена Валерьевна, у вас большой подведомственный социальный блок. На вопросы о здравоохранении вам приходилось отвечать не­однократно. Думаю, вполне заслуженно сегодня мы уделим внимание темам образования, социальной защиты населения, опеки и попечительства. Начинается новый учебный год. Удалось ли в полной мере подготовиться к нему, учитывая сложности бюджета?

– К новому учебному году область готова в полном объеме. Каждая из 161-й образовательной организации, а это школы, учреждения профессионального образования, допобразования, а также детские сады – в полной готовности. Из консолидированного бюджета на эти цели направлено почти 70 миллионов рублей.

Совместно с заместителями глав муниципальных образований мы очень подробно работали над всеми вопросами, связанными с подготовкой к новому учебному году. Это вопросы безопасности пребывания детей в учреждениях образования: ограждения и освещения территорий школ, видеонаблюдения, санитарно-эпидемиологической безопасности, готовности пищеблоков и так далее. Основные вопросы – это укомплектованность педагогическими кадрами: все вакансии закрыты, есть некоторые вопросы по малокомплектным школам с отдельными предметами, но и в них образовательные программы выполняются за счет внутреннего совместительства. Выдачу учебников мы завершим до 1 сентября.

Особое внимание уделялось поддержке детям из малоимущих семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В этом году общественные организации, представители бизнеса и неравнодушные жители области консолидировались, провели ряд благотворительных акций. Очень активно поработало региональное отделение Российского детского фонда, также по инициативе губернатора
А.Б. Левинталя в ходе акции мы вручили школьникам
35 портфелей. Всего помощь оказана 325 детям.

– Новый министр образования Российской Федерации Ольга Васильева уже заявила о том, что необходимо усовершенствовать единый государственный экзамен. О чем идет речь?

– Очевидно, что никакой речи об отмене ЕГЭ нет. Сегодня он показал себя как успешный механизм оценки знаний учащихся. Итоговая аттестация – реальный, объективный и независимый инструмент. Скажу, что результаты экзамена в этом году нас очень порадовали. В два раза сократилось число школьников, не получивших аттестат. Системе ЕГЭ в нашей области 16 лет, начиналось все с пилотного проекта, в который мы вошли в числе первых территорий, и когда Единый государственный экзамен вошел в штатный режим, у нас была отработанная система. Сегодня пункты организации ЕГЭ в нашей области оборудованы на хорошем уровне, организаторы единого экзамена и педагоги обладают необходимым опытом и знаниями. О.Ю. Васильева сказала о том, что необходимо вести контроль за подготовкой к ЕГЭ, чтобы обучение ребят в 10-11 классах не превращалось в натаскивание к тестам. Школьники должны продолжать изучать предметы, и это обучение должно быть содержательным. А если есть необходимость целенаправленной подготовки к итоговой аттестации в старшей школе, то существуют внеурочные занятия, дополнительные уроки и так далее.

– Пожалуйста, прокомментируйте еще одно заявление нового министра образования о необходимости менять условия оплаты труда учителя.

– Перед каждым субъектом Федерации поставлена задача неукоснительно выполнять указы президента. Заработная плата учителя должна соответствовать сложившемуся среднему доходу по региону. Это первое. И второе – сделать систему оплаты труда единообразной и «прозрачной», чтобы было понятно каждому учителю, из чего она складывается. Речь идет о распределении стимулирующих выплат, должен «работать» эффективный контракт, понятными должны быть показатели оценки деятельности. И самое главное – заработную плату учителей, которые работают в дополнительном образовании, необходимо повысить до уровня зарплаты учителей школ. Также предложено разработать систему карьерного роста учителя, чтобы была иерархия должностей: младший учитель, старший и так далее.

– Что нового было сказано на всероссийском педагогическом совещании?

– Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев на всероссийском педагогическом совещании, состоявшемся 20 августа, объявил о возврате к приоритетным национальным проектам. Проект  «Образование» будет продолжен на территории Российской Федерации.

Нацпроекты показали большую эффективность, именно нацпроект «Образование» на территории области помог развитию этой сферы. Когда обновляется материально-техническая база, в образовательных организациях появляется молодежь, создается современная образовательная среда, внедряются инновационные технологии в обучении и у детей растет интерес к учебе, то качество обучения переходит на более высокий уровень.

Сейчас доля молодых учителей в нашей области такая же, как в Российской Федерации: от общей численности у нас 19% – молодые педагоги, учителя пенсионного возраста составляют 15%. Молодежь приходит в школу, понимая стабильность и защищенность труда учителя, что сегодня очень важно. Престижность профессии возрастает.

– Какие приоритеты в других курируемых вами сферах вы выделили бы, на что предстоит направить усилия?

– Считаю, что в системе социальной защиты населения особого внимания заслуживают молодые люди – инвалиды, которым нужно помочь получить образование, реализовать себя в профессии, устроиться в жизни. Должна быть создана среда, в которой каждый человек, независимо от возможностей здоровья, успешно социализируется и является полноправным членом общества.

Мы готовы помочь сформировать молодым людям менталитет активного действия, личной заинтересованности прежде всего в своей судьбе, уверенности в своих силах и возможности реализации в различных сферах общественной жизни. И речь идет не только  о психологической поддержке, но и о создании условий.

За примерами далеко ходить не надо. Большой популярностью среди жителей у нас пользуется университет третьего возраста. Наши замечательные женщины и мужчины с большим интересом осваивают компьютеры, активно занимаются различными поделками, развивают свои увлечения, общаются между собой. Вот у кого надо учиться позитивному мышлению и активным действиям!

Еще один приоритет – семья. Мое глубокое убеждение – нам необходимо уделять этому институту больше внимания. Конечно, ведется работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, малоимущим и многодетным семьям оказывается государственная поддержка. Да, у нас увеличивается количество детей, которых мы передаем в приемную семью: в этом году уже 96 несовершеннолетних нашли приемных родителей. Тем не менее тревожные тенденции налицо – в этом году растет число детей, которых мы забираем из неблагополучных семей. Нужно совершенствовать работу с такими семьями – если нужно, то помогать, и с организационной точки зрения, и с медицинской, и юридической.

И еще одно важное направление в семейной политике – распространение информации об успешных, состоявшихся семьях, семьях с историей, традициями. Больше нужно рассказывать о семейных династиях, о молодых семьях и семьях со стажем. Такие семьи – наша гордость, опора, основа благополучного общества. Думаю, что и средства массовой информации нам в этом помогут.


Наталья ЛУКЬЯНЕНКО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *