Основа мироздания в пяти элементах

Основа мироздания  в пяти элементах

Земля, огонь, вода, воздух и неуловимый для человеческого восприятия эфир – представление об этих первичных элементах, из которых состоит мир, с незапамятных времен встречается в различных религиях и философских учениях.

В том числе и в еврейском учении – их можно встретить, уже начиная с книг Танаха, и проследить на протяжении всего развития Каббалы. Идею первичных элементов рассмотрим на примере церемонии Авдалы – ритуале «отделения» уходящей Субботы от наступающих будней. Выполняется она с наполненным выше краев бокалом вина, душистыми специями и плетеной свечкой – символическими предметами, каждый из которых обозначает свой элемент

Говоря о природе нашего мира, как правило, упоминают только четыре ее первичных основы. Пятая, заключающая в себе корни или прообразы остальных четырех, остается за пределами рассмотрения. Шаббат – это уход в тонкий эфир, он знаменует собой остановку естественного порядка, поддерживаемого в материальной природе. Четыре элемента, из которых состоит наш мир, словно возвращаются к своим духовным корням. Завершение Шаббата – есть возвращение в материальный мир и новый выход четырех элементов из потенциального состояния к реализации.

 

Вода

Символ водного элемента – вино. Сначала наливают его в бокал, над которым потом произносят благословение – вся процедура состоит из четырех благословений. Бокал – это мир, а вино – благодать Вс-вышнего, которая вливается в наш мир. На Авдалу принято наливать вино через край, чтобы часть вина пролилась. В этом – признак благословения изобилием. Принято также обмакивать в остатках этого вина кончики мизинцев и смачивать им веки в знак любви к этой заповеди. Кроме того, это считается чудесным средством («сгула»), предохраняющим глаза. Вино из бокала, над которым совершили Авдалу, не дают, в отличие от кидуша, попробовать никому из присутствующих.

Кстати, Авдалу разрешается совершать над любым напитком – даже над чаем (но не над простой водой).

 

Огонь

Зажигание свечи символизирует также первый акт творения, знаменовавший первый день недели, когда Вс-вышний сказал: «Да будет свет!». Свеча должна иметь несколько фитилей, так как в благословении упоминается «свет огней», а не «огня». Если такой свечи нет, берут две обыкновенные свечи, соединив их фитили в виде перевернутой латинской буквы V так, чтобы их пламя сливалось, образуя подобие факела. Хотя количество фитилей не ограничивается. Например, в Израиле продаются самые разные авдальные свечи, всех цветов, обычно с семью фитильками – по количеству дней в неделе.

Во время благословения на свечу следует стоять к ней как можно ближе. Если часть людей находится вдали от свечи предпочтительно выключить в комнате свет, чтобы каждый из присутствующих мог получить удовольствие от ее света. Свечу по обычаю дают незамужней девушке – считается, что чем выше она будет держать свечу, тем выше окажется ее будущий муж. После произнесенного благословения принято смотреть на отражение свечи в четырех ногтях правой руки.

 

Воздух

Одно из благословений произносится на благовония. Приятный запах сладких ароматных специй как бы компенсирует утрату того благоухающего дыхания духовной жизни, которую только Шаббат может дать человеку. С завершением Субботы покидает нас и «вторая, дополнительная» душа, а используемые, как правило, гвоздика или корица услаждают человеческую душу.

Когда вдыхается аромат специй, вспоминается  древний Храм, где на алтаре горели различные благовонные травы. Как дым от курения возносится вверх, так и молитвы евреев возносятся ко Вс-вышнему.

 

Земля

Эта стихия не рассматривается на равных правах с остальными. Она лишена динамизма и играет чисто пассивную роль, она воспринимает импульсы, получаемые от трех других элементов, но не дает ничего своего. Неподвижная, пока одно поколение сменяется другим, она «пребывает вовеки». К земле относится тот канал человеческого восприятия, на который воздействует вино – именно поэтому оно выпивается не после первого благословения (на вино), а только после четвертого (связанного с землей). Таким образом, вино выполняет в ритуале Авдалы свою двойственную роль. «Благословен… отделяющий святое от будничного» – закончив это благословение, все садятся, выпивают бокал, оставляя на дне его немного вина, в котором затем окунают свечу и гасят ее.

 

После окончания Субботы принято устраивать еще одну трапезу «мелаве малка» («проводы царицы (Субботы)»), во время которой желательно есть хлеб. Это подобно тому, как человек прощается с дорогим и любимым гостем, расставание с которым тяжко для него, и долго провожает его, чтобы побыть с ним еще немного.

Казалось бы, обыкновенная свеча, вино, благовония и хлеб – а в еврейской традиции эти предметы превращаются в проводники соответствующих энергий через органы чувств человека – через зрение, вкус, обоняние, слух (благословения или заклинания). Видеть благодаря огню, слышать посредством воды (и воздуха), обонять с помощью воздуха и чувствовать вкусы и прикосновения вследствие контакта с земной составляющей объектов. Чтобы наиболее полно воплотить в себе б-жественную идею, необходимо задействовать все элементы и каждый из них зарядить ею на трудовые будни, на смену которым, спустя шесть дней, придет новый Шаббат.

По материалам www.moshiach.ru,  syg.ma

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *