Остановись, мгновение

Остановись, мгновение

Фотокорреспонденты Биробиджана М.Шестопалов,Е.Вепринский,Г.Коваль и В.Пуртов

12 июля профессиональный праздник  фотографов — День Святой Вероники — покровительницы фотографии

Согласно преданию, святая Вероника повстречала Иисуса, шедшего на Голгофу, и предложила ему вытереть пот  полотенцем, которое несла с собой. На полотенце 17отобразился отпечаток его лица. Именно поэтому Святую Веронику считают покровительницей фотографии.18

Глубоко символично, что именно 12 июля 1854 года родился Джордж Истман, который впервые смог сделать снимок с помощью фотопленки, а не на пластине, и основал всемирно известную компанию Kodak.

В России День фотографа признан официальным праздником. Ему посвящаются  массовые вернисажи, смотры, различные конкурсы среди фотохудожников.  

В этот день хотелось бы вспомнить журналистов и фотографов, которые в далекие тридцатые, сороковые, пятидесятые годы прошлого столетия занимались этим творчеством в нашей области и Биробиджане.  Во второй половине тридцатых годов в городе на Бире плодотворно работали фотожурналисты Х.Гринберг и Л.Гершкович, которые с 1935-го по 1937 год снимали различные сюжеты трудовой жизни работников различных артелей, рыбаков, колхозников и оставили нам много бесценных фотодокументов той сложной и во многом противоречивой эпохи. Жили ли они у нас в городе постоянно или  наезжали время от времени, пока установить не удалось. В 1935 году по заданию главной газеты СССР  — «Правды» — известные фотожурналисты Максим Альперт и Семен Фриндлянд побывали в Биробиджане. Их фоторепортаж публиковался в нескольких номерах газеты, а некоторые снимки перепечатали многие ведущие издания мира.

В грозные годы Великой Отечественной войны Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС) открыло в Биробиджане корреспондентский пункт. Должность 35фотокорреспондента занял Юрий Косвинцев. (Известно, что в середине тридцатых годов он был командирован из Москвы, чтобы развивать в молодой Еврейской автономной области массовое спортивное движение, но, как человек талантливый и чрезвычайно разносторонний, он также активно сотрудничал с областными газетами). В декабре 1942 года редактор «Биробиджанской звезды» Я. Левин пригласил Юрия Евлампиевича  в свою газету, в которой в то время не было фотокора.  Именно в «Биробиджанке» Ю. Косвинцев проработал многие годы, именно он в конце сороковых учил фотомастерству Михаила Шестопалова, который позже сменил его на этой должности. 

Михаил Архипович Шестопалов был еще одной фотографической легендой Биробиджана. Он проработал в главной газете 36автономии  более пятидесяти лет. Его знали в каждом селе, на любом предприятии. Печатался он не только в «Биробиджанке», «Штерне»,  но и в краевой газете «Тихоокеанская звезда».

Наша газета недавно писала, что ровно полвека назад распахнул свои двери  просторный   Дворец культуры, где начал действовать городской фотоклуб. Руководили им Юрий Косвинцев и Ефим Ротенштейн. Здесь собирались люди, неравнодушные к фотографии, — журналисты Ефим Корсунский и Михаил Шестопалов, руководитель детской киностудии Дома пионеров Ефим Фельдман, молодые рабочие Владимир Левин и Григорий Коваль, которые позже стали заниматься фотографией профессионально. Они обсуждали  работы  друг друга, обменивались опытом, день за днем совершенствуя свое мастерство. Тогда же нередкими стали в нашем городе и фотовыставки.

В конце шестидесятых — начале семидесятых годов  среди фотографов было очень популярно имя Геннадия Паташова. Он возглавлял отделение руководителей кинофотостудий (КФС) в  культпросветучилище Биробиджана. Центр фотографической жизни, если можно так выразиться, переместился тогда в училище. Здесь не только  преподавали фотодело,  но и готовили областные и городские фотовыставки, в которых наравне с учащимися участвовали и  фотографы области. В семидесятых годах регулярно проходили всероссийские фестивали самодеятельного творчества, в рамках которых  устраивались и смотры-конкурсы фотоискусства. Лучшие работы отбирались на краевую выставку. Так, в 1975 году лауреатом краевого смотра стал Николай Немаев за  серию портретов поэта Евгения Евтушенко.

37Во второй половине восьмидесятых годов  группа молодых журналистов и фотокорреспондентов областных газет организовали фотоклуб «Блик». 

Активными членами его были Виталий Рейм, Сергей Коник, Андрей Уткин, Александр Студенников, Владимир Кивник.  Учредителями фотоклуба  выступили  облсовпроф и краевое отделение Союза журналистов СССР,  а руководил им фотокорреспондент газеты «Биробиджанер штерн» Виктор Пуртов.

«Бликовцы» впервые начали налаживать творческие связи с соседями — Хабаровским и Приморским краями,  перенимать опыт мэтров фотографии. Особенно хорошо в СССР был известен дальневосточный фотоклуб «Рыбацкий меридиан» из Владивостока, руководил которым Юрий Луганский. Работы участников клуба часто печатались в журнале «Советское фото». После  Недели фотоискусства в 1988 году в Челябинске, где экспонировалось сразу шесть фотовернисажей,  состоялся семинар фотожурналистов России. На Южный Урал  приехали и фотохудожники из Прибалтики. В то время в газете «Челябинский рабочий» работал известнейший фотожурналист Сергей Васильев, его работы экспонировались не только на выставках в СССР,  но и за рубежом, где он завоевал множество наград и медалей. 

После участия в этом  форуме появилось желание провести  что-то подобное в Биробиджане. Такого опыта на Дальнем Востоке еще не было. Но спустя год Неделя фотоискусства состоялась в областном центре. Этот проект в большей степени профинансировали профсоюзы, соучредителями были  областное управление культуры  и Союз журналистов. В рамках мероприятия прошел семинар для фотожурналистов Хабаровского края, к нам в гости приехало более двадцати газетчиков. В их числе была и группа фотохудожников из Владивостока во главе с Юрием Луганским. Три фотовыставки — хабаровчан, приморцев и биробиджанцев — прошли тогда в областном центре.

Эта неделя дала толчок развитию фотоискусства в области. И уже через год на зональной фотовыставке во Владивостоке трое наших земляков стали лауреатами. Лучшие работы авторитетное жюри отобрало на всероссийский конкурс, который проходил в 1990  году в  Курске,  где  трое наших участников  стали уже лауреатами всероссийской фотовыставки. Это был большой успех, ведь в истории области еще никогда так не блистали наши мастера фотографии. Экспозиция из ЕАО по просьбе управлений культуры соседних регионов демонстрировалась во Владивостоке и Хабаровске.

Затем наступили другие времена, и многие фотохудожники уехали за пределы области. Перестал работать фотоклуб «Блик», и на целых двенадцать лет, вплоть до 2002 года, фотографы ЕАО не имели своей организации.

От имени областного Общества фотоискусства хочу поздравить с нашим профессиональным праздником фотографов, фотожурналистов, всех жителей области, кому фотокамера, большая или маленькая, не просто позволяет зафиксировать то или иное событие или портрет, а побуждает задуматься и увидеть необычное  в обыденном. Именно это умение позволяет сделать интересный кадр и отразить в своих работах счастливое мгновение, принося тем самым радость  зрителям. 

Ефим ВЕПРИНСКИЙ,председатель областного общества фотоискусства

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *